Форум » Памятные даты, поздравления » Памятные Дни » тема закрыта | |
|
|
1
|
СВИДЕТЕЛЬНИЦА / к Дню Рождения Е.И.Р. / В книге «Беспредельность» говорится: «Владыки нуждались в восприимчивых сотрудниках и свидетелях, потому все жизненные проявления должны иметь свидетелей, только так можно творить Истину»1. Урусвати (таково эзотерическое имя Елены Ивановны Рерих), сотрудница Великих Учителей на протяжении всех своих земных воплощений, указана нам как свидетельница, которая знает. Дух захватывает, когда читаешь книгу «Надземное», где 955 параграфов рассказывают о том, сколько она знает, слышала, видела, чему была свидетельницей. И навряд ли этими перечислениями исчерпывается всё, чему она была свидетельницей и что постигла. «Урусвати... хотела бы дать людям больше сведений, но чувствознание указывает границу возможностей»2. Но и этого нам достаточно на многие воплощения. Потому что мало прочесть, надо осмыслить, пережить, перечувствовать всё сказанное и начать применять хотя бы в самой малой мере. Это и будет встать на тот путь, который она в этой жизни завершила, чтобы уйти в Надземное. И надо сказать, что сколько бы мы о ней ни говорили, исчерпать эту тему невозможно, так много аспектов и граней, которые мы ещё не можем постичь и которые мы постепенно осознаём по мере нашего собственного духовного роста. Но к какой бы грани её земной и надземной деятельности мы ни прикасались, это неизменно доставляет нам радость и подъём духа. Если мы осознаём значение Учения в нашей жизни, понимаем, что было бы без него, то какой признательностью и любовью мы должны проникнуться к той, через которую оно было нам дано. И эти лучшие чувства объединят нас с нею. Пересказать подробно всё то, что в книге «Надземное» изложено — что Урусвати видит, слышит, знает, помнит, о чём свидетельствует, — это значило бы процитировать всю эту книгу, каждый параграф которой начинается с её имени. Но, как там сказано, «духовно преуспевающий умеет распознавать, в чём заключается самое важное и самое неотложное»3. Попытаемся и мы, насколько сможем, сделать это. Памятуя чёткую формулу Будды — «каждое мгновение имеет свою необходимость», остановимся немного на том, что в данный роковой и небывалый момент в истории планеты нам особенно необходимо, а именно на вопросе — как выжить, причём главной частью этого вопроса будет духовное выживание, без которого и физическое невозможно. Поэтому здесь отобрано кое-что из того, что может быть применимо нами сейчас, что нам доступно на данной нашей ступени. Не надо забывать, что во всех книгах Учения даются также и указания, относящиеся не к нашему духовному уровню, а для тех, продвинувшихся далеко вперёд, и касающиеся их ступени духовной эволюции. Там речь идёт об огненных явлениях, раскрытии и функционировании центров, работе на всех планах — земном, тонком и огненном, то есть о том, что ожидает нас на пути нашего дальнейшего продвижения, если оно состоится. А состояться оно может только тогда, когда мы пройдём те первые ступени восхождения самоусовершенствования, без которых всё дальнейшее будет нам недоступно. На эти, нужные нам сейчас, места мы и обратим внимание. «Урусвати знает, что главное преуспеяние заключается в согласии об основах. (...) Мы особенно останавливаемся на основах жизни, ибо без осознания их всё остальное делается не только ненужным, но и даже вредным. (...) Мы достаточно говорили о единении, под ним Мы прежде всего разумели согласие об основах»4. «Урусвати правильно понимает, что человечество нуждается в простых словах. Именно настаёт время и уже наступило, когда должны быть обновлены основы жизни. Невозможно, чтобы люди познавали высшие энергии, не зная, во имя чего приложить их! [Здесь имеется в виду и психическая энергия, и энергия мысли.] Мыслитель заботился, чтобы каждая мысль уже служила Общему Благу. Он говорил: "Когда народ поймёт сущность Общего Блага, тогда приблизится счастье"»5. «Урусвати знает, насколько тождественны основы нравственных Учений всех веков. Не может быть иначе, ибо закон един. Могут быть подробности бытовые и различия наречий, но основы будут нерушимы»6. Всё Учение Живой Этики есть Учение об основах бытия, и земного и надзeмного. Оно прошло через Урусвати для передачи нам, и она является для нас живым воплощением этих основ. На примере её и Великих Учителей познаём мы эти основы в действии. Свидетельница знает очень много о Внутренней Жизни Братства, которая, по словам Учителя, определяется одним словом: «Мы помогаем». И только сейчас, в эти роковые мгновения истории человечества, на её переломе, даются нам через Урусвати эти знания о Братстве. Для чего это делается? Для того, чтобы мы имели образец для подражания. Чтобы мы знали, с чего начинать наш путь в Беспредельность, как его продолжать, чем завершать путь земной. Сейчас мы на первом этапе, когда нам даётся осмысление земной жизни и её перспектив. Чтобы мы знали прошлое и понимали будущее. В этом слове — «Мы помогаем» заключена целая программа действия. Не только как помогать, но и какими надо стать, чтобы быть в состоянии помогать. Всё Учение о совершенствовании направлено на эту цель. Урусвати, названная Сотрудницей Сил Света, постигла эту высочайшую науку о помощи и передаёт нам эту мудрость. «...Светлый Образ даст новое понимание!»7, — сказано о ней в книге «Беспредельность». «Урусвати знает, сколь велика радость уметь жить в будущем, такая жизнь может быть названа эволюционной. (...) У Нас особенно радуются, когда замечают уменье перенестись в будущее. Такое устремление подобно закидыванию якоря, который поможет приблизиться к спасительному берегу. Основа Братства лежит в устремлении к будущему. (...) ...Безграничное будущее позволяет найти полезный труд. Попробуйте представить себе земную жизнь без прошлого и без будущего, какая скучная получится... жизнь, как на малом острове среди океана»8. «Урусвати знает, что Mы никогда не жалеем о прошлом. Ценно устремление в будущее. Особая энергия привлекается, когда мысль живёт в будущем. (...) Наука подтверждает, насколько целебна мысль о будущем и сколько яда скрыто в жалении о прошлом. Мы предлагаем знать прошлое, но наше сердце должно быть наполнено устремлением к будущему. Пусть на таком мышлении развивается уменье познания лучших возможностей человечества»9. И когда мы примем концепцию вечной жизни, тогда мы поймём и всё значение самоусовершенствования. Ведь именно преобладание в нас добра или зла и определяет всю нашу дальнейшую судьбу. Всё, что мы накопили, мы унесём с собой. И с этим имуществом мы будем строить следующий этап нашей нескончаемой жизни. «Урусвати знает, сколь разнообразные свойства требуются для совершенствования...»10 «Анализ качеств и свойств входит в Йогу. Размышление о добрых качествах и дурных свойствах будет приближением к входу, к продвижению. Мы много указываем на качества достойные, ибо так Мы даём намёки о Нашей Внутренней Жизни»11. Чрезвычайно велико значение мысленного труда. «...Мышление есть труд. ...Мыслитель творит нечто действительное среди мышления. ...Рутинный труд может сменяться явлением мышления»18. Мы знаем, что современная наука, во многих своих отраслях, уже подошла к изучению мысли как фактора, играющего огромную роль в нашей жизни и судьбе. Но «даже те, которые пишут о влиянии мысли, не желают понять всё неизбежное и непоправимое воздействие их собственных мыслей»19. «Урусвати c Нами скажет: "Текущее столетие есть век мысли". Действительно, лишь в текущем столетии начали понимать, что мысль есть энергия. (...) Конечно, до'лжно быть признательными тем учёным, которые превозмогают предрассудки и заставляют людей думать об их достоянии»20. «Урусвати знает, что каждый совет Наш имеет научное основание. Когда Мы настаиваем на полезности нравственной жизни, Мы, прежде всего, оберегаем основные законы Вселенной. Мы говорим — имейте чистые мысли, и тем самым Мы заботимся о гармонии. Подумайте, какое огромное значение имеет чистая мысль. Вы знаете, что такая мысль очищает ауру и даёт свет лучезарный. Но не забудем, что чистота мысли есть лучшая защита от тёмных сущностей. Они присасываются к каждой тёмной мысли. Уже вижу, как некие учёные возмутятся, ибо в их словаре не имеются тёмные сущности. Тогда скажем по их сознанию — каждая мысль есть своего рода магнит, она привлекает к себе подобное. (...) ...Каждая чистая мысль есть зарождение добра и каждая тёмная есть колыбель зла. (...) Так пусть человек не становится рассадником разрушительных сил. Каждый пусть помыслит, что он может творить добро. Пусть каждый мыслит научно, тогда он поймёт законы нравственности»21. «Урусвати правильно собирает письма о единении, их очень много. Но если бы вы знали, сколь несчётно Мы твердим о том же! Можно посылать такие письма для напоминания в разные страны. О единении люди должны слышать как о хлебе насущном. (...) Со временем каждое слово о единении найдёт применение. Великое свободное единение будет ступенями эволюции»27. Читая эти письма Елены Рерих, о которых упоминает Учитель, остро понимаешь, что если тогда эти призывы к единению были нужны «как хлеб насущный», то как же они необходимы сейчас, перед лицом монолитно сплотившейся тьмы, которая в своём чудовищном объединении во зле идёт натиском и на всю планету, и на каждого в отдельности, только бы не состоялась новая эпоха Добра и Света, в которой им не будет места. Только бы не возникла новая Страна, которой суждено стать оплотом мира во всём мире и духовным водителем человечества и нести народам новое Провозвестие, данное на её языке. «Урусвати знает, что... Учение даётся не без причины на определённом языке. Можно исследовать все Учения от давних времён и понять, что данный язык показывает, какому народу надлежит проявить ступень восхождения»28. Понимаешь, что мы выстоим и победим только единением в добре, преодолев свою самость, забыв о себе во имя Общего Блага, делу которого мы служим. «Урусвати знает, насколько Мы настаиваем на единении. ...Единение есть умножение энергии. Можно представить, насколько Нам легче помогать, когда имеется дружное единение, ведь происходит сбережение энергии. Она напрягается в одно место, и такая концентрация даёт яркое усиление энергии. «Урусвати знает, насколько многообразно Великое Служение»55. Оно «должно звучать на все земные нужды, и для этого служитель должен знать условия жизни. Он должен не обидеть несведущего, должен осторожно уговорить отчаявшегося, он должен понять разные области труда, чтобы умело поощрить. Так Служение должно принести пользу везде, и служитель добра найдёт слово значительное указать на светлое будущее»56. Можно было бы ещё очень и очень много рассказывать о том, что Урусвати знает и о чём свидетельствует. Но это невозможно сделать в рамках одного сообщения. Закончить его хочется призывом к тому, что нам сейчас особенно необходимо, зовом к Радости. К этому призывает нас Иерархия Света. «Урусвати умеет принести радость»57, и то, что сказано в данном через неё Учении, учит нас этому спасительному чувству. «Не может быть такого состояния, которое не может обратиться в радость»58. Её можно найти во всём, лишь бы не закрыть на неё глаза, не впасть в уныние. «Урусвати даже в трудные дни знает, что сила проистекает из радости. Мы давно говорили, что радость есть особая мудрость. Истинно так, ибо радость нужно замечать, нужно распознать и осознать. Унылые люди затемняются бедами и горестями. В этом мрачном покрове они не могут увидеть радость. (...) Человек имеет высший дар познать радость. (...) От дальних миров до малого цветка, всё предлагает людям радость. Новый запас сил притекает при каждой радости, ибо произойдёт напряжение, которое откроет ещё одни врата. (...) Люди забывают простую истину — всё находится в движении. Печаль забывается, но искры радости сияют навсегда. (...) Когда Мы говорим — радость спешит, она действительно приближается. (...) Осмотритесь широко и соберите все пламена радости»59. «Кто-то удивляется — можно ли в трудные дни говорить о радости. Но радость есть крылья для перелёта через пропасть. (...) Счастье, что человек всегда имеет при себе крылья радости. Красота Мироздания помогает вызывать из глубины сознания все искры радости»60. Пошлём нашу сердечную признательность сотруднице Владык Урусвати за то, что благодаря ей мы имеем великую радость приобщиться к неисчерпаемому Источнику Мудрости и Знания, преображающему нашу жизнь. В Учении сказано: «...Тара несёт ответственность за продвижение человеческого мышления...»61 «Пусть Огонь Тары будет особенно близок» Доклад, прочитанный 13 февраля 1994 г. к дню рождения Елены Ивановны Рерих Перепост Людмилы Изместьевой , сообщество "Майтрейя".
|
1968 г. 174. (Март 24). Годовой Праздник Иерархии Света имеет очень большое значение в жизни планеты и влияние на дальнейший ход мировых событий. Это Праздник напряженного объединения всех Сил Света, связанный с астрологическим положением Земли. Земля получает космопространственный импульс в форме прилива новых энергий, действие которых распространяется на идущий год. И Мы Собираемся в Башне, чтобы коллективно принять эти волны и далее направить их к манифестации уже в сферах земных. Волны этого прилива идут по всей Лестнице Иерархии сверху донизу, усиливая Ее мощь и единение. И где бы ни находились воины Света, они объединяются в этот день в едином устремлении к Свету, напрягая нагнетение сети Света планетной. Защитная сеть начинает сиять особым напряжением. Импульс для новых начинаний получает каждое сознание, обращенное к Фокусу. Можно в эти часы отложить все обычные заботы и мысли и сердцем сосредоточиться на Твердыне, держа перед собою Высшее, что имеем. Сила таким образом объединенных сознаний несокрушима и является прочным оплотом против сил мрака и разрушения. Силы хаоса и разрушения можно остановить мощным объединением Сил Света и созидания. Старый мир обречен. Свет победит тьму. цитата: ГАЙ.1958.№130. (Март 24.)(М.М.) Его, Владыку, Послала Я Свет принести (на Землю)и Волю Сроков исполнить. Лучи Их, Семи, Посланных Мною, в этот День Мировой Силой Моею станут. Праздником Света го Называем, Праздником Иерархии Света. И Мы на Далекой Звезде в Празднике этом участие все Принимаем, ибо Иерархический он Праздник, Вселенский, ибо вашей Земле Посылаем заряды Мы Света." цитата: "131.Традиция говорит, что Праздник этот Установлен Нами давно, давно. Назовем Его солнечнозвездным. Жизнь смерть побеждает. И этот Праздник торжествующей Жизни и Света - Праздник Иерархии. В этот день утверждения Света сильны. Наши Лучи на просторах планеты, ибо наступает момент равноденствия, т.е равновесия двух начал. И тогда в центральной точке его можно рычаг течения явлений повернуть в любую сторону Света и тьмы. В этот День Мы Свет Утверждаем и начало Его на идущий цикл года. В мощном объединении всех сил Света Творим Мы в сознании Великого Действа в этот День светозарный, сливаясь в одно со всеми, кто с Нами идет....."
|
15 апреля - День Знамени Мира. Накануне праздника вспомним некоторые картины Николая Константиновича Рериха, посвящённые знаку Знамени Мира. Мадонна Орифламма (Владычица Червонно-Пламенная) Владычица Червонно-Пламенная! Владычица Знамени Мира! К Тебе, Владычица, мы прибегаем. Кто же поднимет Знак Мира, Знак Сохраненья Высших Сокровищ? Кто же, кроме Тебя, придёт к нам, помочь Знамя поднять, знак созиданья народам? Бурно море и губительны вихри, но Ты Знамя поднимешь и наполнишь сердце людское сознаньем о священном Хранении Духа. Ведь Ты знаешь, насколько нельзя отложить этот Знак. Ведь Ты знаешь, сколько уже разрушений землю унизило. Знаешь Ты все поношения самого лучшего, самого нужного людям. Если стадо не знает опасности, то ведь Ты, Пастырем будучи, Мирное Знамя поднимешь. И ветры нагорные всюду Приказ принесут Твой: сохранить, и строить, и складывать Светлое Завтра. Твой Пламень Червонный тьму разгоняет. Дыханье Твоё исцеляет все раны, и Рука Твоя разве не строит, легко прикасаясь к созидательным камням творенья? Вот мы и просим Тебя поднять этот Знак Триединости Мощной. Знаем мы, что Ты не откажешь, ибо противно Тебе разрушенье и уничтоженье прекрасных начал. Ты не терпишь хаоса, Ты не терпишь смятения и потому Ты поднимешь, и сохранишь, и укажешь народам Знак Охраненья мирных прекрасных Сокровищ! Знак Путеводный для каждой творческой Мысли! Знак Утвержденья и Света.Помоги, Владычица Знамени Мира! Н.К. Рерих. Владычица Знамени Мира В тяжкие дни космических катаклизм и человеческого разъединения и дегенерации, забвения всех высших принципов бытия, дающих истинную жизнь и ведущих к эволюции мира, должен подняться голос, призывающий к воскрешению духа, к внесению огня подвига во все действия жизни, и, конечно, этим голосом должен быть голос женщины, испившей чашу страдания и унижения и закалившейся в великом терпении. Пусть теперь женщина — Матерь Мира — скажет: да будет Свет! Каков же будет этот Свет и в чём будет заключаться огненный подвиг? — В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано — Любовь, Знание и Красота. Да, лишь сердце женщины-матери может собрать под это знамя детей всего мира, без различия пола, рас, национальностей и религий. Женщина — Мать и жена, свидетельница развития мужского гения, может оценить всё великое значение культуры мысли, знания. Женщина — вдохновительница Красоты — знает всю силу, всю синтетическую мощь Красоты.Итак, немедленно приступим к несению Великого Знамени Новой Эры, эры Матери Мира. Пусть каждая женщина раздвинет пределы своего очага и вместит очаги всего мира. Эти многочисленные огни укрепят и украсят её очаг. Н.К. Рерих. Женщинам Мысли о Пакте [Мира] нашли отражение и в искусстве Николая Константиновича. Эмблему Знамени Мира можно видеть на многих его полотнах тридцатых годов. Специально Пакту посвящена картина «Орифламма», или, как её называл сам художник по-русски, «Владычица Червонно-Пламенная». На картине изображена Мадонна с развёрнутым в руках полотнищем Знамени Мира.В какой-то мере «Орифламма» явилась и откликом Рериха на женское движение за равноправие. Проблема эта ещё и посейчас существует во многих странах, в первых же десятилетиях нашего века она стояла весьма остро, и Николай Константинович поддерживал борьбу женщин за их права. Многие женские организации, в свою очередь, активно выступали в защиту культурных начинаний художника и особенно Пакта и Знамени Мира.В статье «Женщинам», обращённой к Ассоциации женщин обществ имени Рериха, художник писал: «Женщины, ведь вы соткёте и развернёте Знамя Мира. Вы безбоязненно встанете на страже улучшения жизни. Вы зажжёте у каждого очага огонь прекрасный, творящий и ободряющий. Вы скажете детям первое слово о красоте. Вы произнесёте священное слово Культура». П.Ф. Беликов, В.П. Князева. Рерих СОФИЯ ПРЕМУДРОСТЬ Среди почитаемых древних икон имеется образ глубокого значения: «Святая София — Премудрость Божия». В часы вашего высшего вдохновения эта Мудрость шепнёт вам: «Творите неутомимо, знайте, как давать. Только в даянии мы получаем!» На огненном коне, в сверкании пламенеющих крыльев представлена несущаяся в Пространстве Святая София, Мудрость Всевышнего. Н.К. Рерих. Адамант На картине Н.К. Рериха «София Премудрость» в огне явлена стремительно летящая над землёю на белом коне Всевышняя Премудрость, объединяющая и охраняющая всех людей доброй воли и их творческие достижения под Знаменем Мира, Знаменем грядущего синтеза. Н.Д. Спирина. О картинах Н.К. Рериха Sancta Protectrix (Святая Покровительница) Sancta Protectrix — Святая Покровительница и Охранительница мировых сокровищ Искусства, Красоты и Знания — символизирует космический материнский подвиг Женского Начала. Н.Д. Спирина. О картинах Н.К. Рериха ...Вы видели... репродукцию Рериха «Покровительница Культуры»? Она изображает Богоматерь с эмблемой мира, скрывающую своим покрывалом храмы. ...В такой передаче Рериха скрывается следующий символ: всякая отрасль культуры должна быть священна. В подходе к разрешению научных, общественных, воспитательных, социальных и других проблем должны быть такие же торжественность, Бого-славие, чувства ответственности и служения Вечному, как и в храмовых молитвах. Всякое дело культуры, совершаемое вне храма, не может не быть Богослужением. Из письма П.Ф. Беликова 1 Рерих Н.К. Цветы Мории. Новосибирск, 2008. С. 128 – 129. 2 Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 37 – 38. 3 Беликов П.Ф., Князева В.П. Рерих. Новосибирск, 2009. С. 325. 4 Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. С. 123. 5 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 644. 6 Непрерывное восхождение. Т. 2. Ч. 1. М., 2003. С. 72 – 73. http://my.mail.ru/community/maytreyya/129181D72BFD56F4.html#comment_begin
|
|
ВСТУПЛЕНИЕ Юрий Николаевич Рерих — человек, живший в середине ХХ века, представлял собой идеальный образец учёного будущего, учёного Новой Эпохи. Он обладал синтетическим сознанием и работал во многих областях науки. Кроме того, в своей работе он сочетал различные методы научного познания. Он владел и теми методами познания, которые признаются современной материалистической наукой, и теми, которые она пока отрицает. Он владел духовным познанием. Мы обращаемся к жизни Ю.Н.Рериха ещё и по другой причине. Он был одним из четырёх носителей Учения Живой Этики — Провозвестия Новой Эпохи. Рерихи не только передали человечеству новое знание, но и применили все положения Учения в жизни каждого дня, таким образом обогатив Сокровищницу древней мудрости своим личным опытом. И с этих позиций особенно важно изучать жизнь каждого из Рерихов. Давайте посмотрим, каким же он был в жизни, Юрий Николаевич, — этот Архат, Агни Йог. Это была могучая личность, титан, герой планетарного масштаба. Как Прометей он нёс людям Огонь знания, прокладывая путь новой науке! Без мужества и героизма это невозможно, потому что труднее всего — преодолеть невежественное сознание современников. (...) Картина Н.К.Рериха «Звезда героя» посвящена Юрию Николаевичу. На ней вы видите человека, устремившего взгляд на небо. Он ждёт знака, который дадут ему звёзды, о том, что наступило время для свершения нового подвига. Таким знаком для него будет полёт кометы. Елена Ивановна Рерих говорила Юрию Николаевичу, что если он поедет в Россию, то проживёт там не более трёх лет, а если останется в Индии, проживёт дольше. Она спросила его: «Поедешь?» Он ответил: «Поеду». Он знал, что нужен Родине. Юрий Николаевич очень любил слово «подвиг». В основе этого понятия лежит жертвенность. Есть теснейшая связь между понятиями «Культура» и «подвиг». Культура — почитание Света, а подвиг — действенное служение этому Свету. Вся жизнь Юрия Николаевича была подвигом на ниве Культуры. Поэтому лейтмотив моего выступления — это героизм и подвиг. Вот как охарактеризовал Юрия Николаевича его коллега, директор института тибетологии в Сиккиме Нирман Синкх: «Юрий Николаевич Рерих, как учёный, является одним из величайших энциклопедистов Запада и Востока. Лингвист, исследователь, археолог, критик-искусствовед, историк, мыслитель и знаток Культуры, он не знал границ в области познания. Для него не существовало границ между Востоком и Западом или между различными отраслями науки. Прежде всего, его интересовал человек. Он был истинным гуманистом. Юрий Николаевич как человек был даже ещё более велик, чем Юрий Николаевич Рерих как учёный. Он выковал золотое звено связи не только между Индией и Россией, не только между Востоком и Западом, но и между всеми народами всех стран и времён». ЧАСТЬ 1. ОБРАЗОВАНИЕ, ЭКСПЕДИЦИЯ, НАУЧНЫЕ РАБОТЫ Кратко напомню его биографию. Юрий Николаевич родился 16 августа 1902 года в селе Окуловка Новгородской губернии во время одной из археологических экспедиций его родителей. Начальное образование он получил в Петербурге, затем учился у частных профессоров в Карелии. С детства у него проявился интерес к истории, Востоку, иностранным языкам и к военному делу. В 15 лет он уже знал 8 иностранных языков, а став взрослым, изучил около 30 западных и восточных (в том числе умершие языки). Он свободно читал, писал и говорил на иностранных языках. Далее Юрий Николаевич продолжал образование в Европе и Америке. Он учился в трёх университетах, в лучших школах востоковедения: в Лондоне, в Гарварде и в Париже. В Париже он учился одновременно на экономическом и юридическом факультетах, а также окончил высшую школу «Сенсир», получив специальное военное образование. Везде, где бы он ни учился, он поражал профессоров глубиной и широтой своих знаний. В 21 год он закончил Парижский Университет со степенью магистра индийской филологии. Юрий Николаевич учился, находясь вдали от родителей, с которыми постоянно была переписка. Перед Юрием Николаевичем, как и перед любым молодым человеком, возникало много проблем. В своих письмах родители давали ему советы как поступать. Вот фрагмент из письма Елены Ивановны к Юрию (в это время ему был 21 год, он учился в Гарварде): «Верь себе, а не аттестатам. Работай и набирайся знаний, ибо в этом большое счастье. Имея знания, ты никогда не будешь одинок. Милый мой Юханчик, я уверена, что у тебя всё пройдёт благополучно. В этом жизнь и совершенствование». (...) Юрий Николаевич искал знание в университетах и академиях, в разных странах и у разных народов. Древние говорили, что путешествие завершает образование. И в 21 год, имея блестящее теоретическое образование, Юрий Николаевич отправляется в свою первую экспедицию, организованную его отцом академиком Н.К.Рерихом. Это была великая Центрально-Азиатская экспедиция, длившаяся пять лет. Как учёный-исследователь с необычайно широким кругозором, Юрий Николаевич сформировался именно во время этой экспедиции. Как древние аргонавты, направились Рерихи по неизведанным тропам. И сейчас мы с Вами мысленно пройдём вместе с ними по высоким хребтам, где не ступала нога европейца, по неприступным монастырям, выбитым в скалах, по безводным пустыням. Почувствуем продолжительность и опасность пути, и тогда подвиг исследователей в поисках истины предстанет перед нами во всём величии мужества и красоты. Юрий Николаевич во время экспедиции написал много научных работ. Об основных из них я вам расскажу. Самая значительная работа Юрия Николаевича, принёсшая ему мировую славу, — это его перевод уникального исторического памятника «Голубые анналы». До сих пор эта работа, по мнению специалистов, является фундаментальной в изучении истории и культуры средневекового Тибета. Впервые, вопреки традиции европейского востоковедения, Юрий Николаевич рассматривал Тибет не как изолированный горный район в Азии, а как особое место на планете, где нужно искать ключи к историческим судьбам многих стран и народов, порою весьма удалённых во времени и пространстве от Тибета. Десятая глава этого труда называется «К изучению Калачакры». Калачакра — это великое Учение Шамбалы («Колесо времени»). Оно пронизывает всю жизнь Тибета, Индии и Монголии. Калачакра утверждает, что жизнь человека связана с жизнью всей Вселенной. Эта сложная система знаний о Космосе преподаётся в крупных учебных заведениях при монастырях Тибета и Монголии. Хочу подчеркнуть, что вся литература о Калачакре написана на языке символизма, который известен только Посвящённым. Книги о Калачакре пишутся учёными-ламами, побывавшими в Шамбале. Один из таких монастырей вы видите на картине Н.К.Рериха «Om Mani Padme Hum». Эти монастыри имеют подземные ходы – «змеиные норы», как их называла Блаватская, которые хранят тайны Земли и человечества. Благодаря уникальному знанию Юрием Николаевичем иностранных языков и местных диалектов, Рерихи имели доступ в эти монастыри. К ним относились с доверием и давали им древние книги, манускрипты, которые до них не видел ни один европеец. (...) В большой научной работе «Тибетская живопись» Юрий Николаевич даёт детальный разбор тибетско-буддийской иконографии и определяет роль и значение тибетского буддийского искусства. У Н.К.Рериха есть картина, которая называется «Приказ Ригден Джапо», где изображён Владыка Шамбалы. Другое Его имя Майтрейя. В главе «Майтрейя — Будда грядущего» вышеупомянутой работы Юрий Николаевич пишет следующее: «В Тибете Бодхисаттва Майтрейя часто представляется сидящим на троне в европейской манере. Этот способ сидения считается характеристикой Бодхисаттвы и предполагается, что он символизирует тот факт, что Бодхисаттва готов прийти и уже спустил ноги с трона». Юрий Николаевич большое значение предавал изучению кочевого Тибета. Открытия в этой области, сделанные им во время экспедиции, Юрий Николаевич обобщил в своей классической работе «Звериный стиль среди кочевников Северного Тибета». Юрий Николаевич является основоположником новой науки — номодистики (номады — кочевники. — Прим. ред.). Это наука о кочевниках. Во время экспедиции Юрий Николаевич вёл путевой дневник. Вот один из его фрагментов: «Дорога на Чугучаг считалась небезопасной из-за частых нападений в узких ущельях. Нам довелось постоянно вести разведку местности, зорко наблюдая за странными всадниками, то и дело появляющимися и исчезавшими на гребнях ближайших гор». Во время экспедиции Юрий Николаевич трижды чудом избежал смерти. Однажды конь его поскользнулся на ледяной сфере, в другой раз у него был сердечный приступ на больших высотах, и о третьем случае будет рассказано чуть позже. В экспедиции Юрий Николаевич занимался не только научной работой. На нём лежала функция военной охраны каравана, так как путешественникам приходилось постоянно защищаться от нападения местных племён. Осенью 1927 года на пути к тибетскому нагорью экспедиция была остановлена отрядами тибетцев, действующих по указанию лхасских властей о закрытии этого района для иностранцев. Паспорт, выданный Н.К.Рериху представителем Лхассы в Улан-Баторе, был объявлен недействительным. На этом плато Чантанг экспедиция была задержана. Рерихи простояли здесь почти полгода в летних палатках. Экспедиция была фактически обречена на физическую смерть. По таинственным законам жизни, именно этот этап находящейся на грани смертельной опасности экспедиции оказался максимально плодотворным в научном отношении. Рерихи не только не потеряли присутствия духа, но сумели продолжить исследовательскую работу, и в этом их несомненный исторический и научный подвиг. ЧАСТЬ 2. КУЛУ. «УРУСВАТИ». ГЕСЭР-ХАН Завершив экспедицию, Рерихи поселились в долине Кулу. Это самое древнее место не только в Гималаях, но и на нашей планете. Это одна из Хранимых долин. В этом месте бывал Будда, Падма Самбхава, Аполлонний Тианский. Александр Великий остановил своё войско, подойдя к реке Биас, которая протекает в долине Кулу, и повернул обратно. В этом месте Риши Вьяса собирал Махабхарату — древнеиндийский эпос. Кулу называют долиной трёхсот Богов. Именно здесь Рерихи прожили около 20 лет. Рассказ о личности Юрия Николаевича будет неполным, если мы не вспомним о том, как он работал с молодёжью, приехав в Советский Союз. Он воспитывал молодых учёных с широким мировоззрением, говорил им о том, что жизнь полна тайн, что есть ещё совсем неизученные энергии, одухотворённые силы природы. Он говорил, что путь познания может быть не только научным, что есть другой путь, который не поддаётся пока описанию в терминах современной науки, — путь познания духа. (...) Вот рассказ о том, как Юрий Николаевич чуть не погиб. Двигаясь из Монголии на верблюдах по горным массивам Монгольского Гоби, члены экспедиции посещали кочевых монголов этих районов. Юрий Николаевич собирал лингвистический материал, изучал наречия оседлых кочевых народностей. Местность была неспокойна. Заняв деревянную палатку в покинутом стойбище, Юрий Николаевич целый день проводил в разъездах, возвращаясь к ночи в своё жильё. Он рассказывал: «В этот вечер я так углубился в обдумывание материала, что потерял счёт времени. Палатка тесная, лишь стол против оконца да кровать у стены — вот и вся площадь. За окном — холмы да тьма кромешная. На миг я задумался. Сидел уставший, отдавшись странному покою. "Отодвинься от окна", — почудилось мне, сказал голос. Я счёл это за иллюзию и продолжал писать. Голос повторился громче и сильнее. Но то ли в состоянии забвения, то ли по грубости, я пренебрёг им. Убедившись, что ничего нет, я дремал в полусне. Удар молнии пронзил меня, и уже ясно громовой голос прозвучал: "Отойди от окна!" И одновременно меня отбросило в сторону. В этот момент раздался выстрел. Пробив стекло, пуля застряла в стене напротив. Так я приобрёл друга, спасшего меня». (...) В завершение экспедиции Рерихи основали в долине Кулу Институт гималайских исследований «Урусвати». Этот Институт является для нас прообразом Института будущего. Юрий Николаевич был бессменным его директором в течение 10 лет. Он предложил организовать Институт по типу индийских Ашрамов: «Когда мы основывали Институт, то прежде всего имелась в виду постоянная подвижность работы. Со времени основания каждый год проводятся экспедиции и экскурсии. Важно то, что индусы так сердечно называют «Ашрам». Это — средоточие. Умственное питание Ашрама добывается в разных местах. Сотрудники Ашрама не сидят на месте. При каждой новой возможности они идут в разные стороны и пополняют свои внутренние запасы». Институт «Урусвати» состоял из двух отделов — ботанического и этнолого-лингвистического, которые также занимались изучением и разведкой археологических памятников. Институт занимался проблемами изучения солнечных лучей в высокогорных районах. Была собрана богатая коллекция тибетской фармакопеи, причём в этих многолетних работах приняли деятельное участие тибетские ламы-лекари. Институт «Урусвати» издавал журнал, где были опубликованы многие работы Юрия Николаевича, и в частности работа «Сказание о царе Гесэре из страны Линк». Особое внимание Юрий Николаевич уделял эпосу о Гесэр-хане, называя его «Илиадой Центральной Азии». Гесэр-хан — национальный герой Тибета, Алтая. Герой очень близкий Юрию Николаевичу. Картина «Гесэр-хан» была написана Николаем Константиновичем специально для сына и подарена ему на день рождения. Она всегда была у Юрия Николаевича. Он привёз её в Советский Союз, и сейчас она находится в квартире, где он жил в Москве. ЧАСТЬ 3. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В ИНДИИ Около 35 лет прожил Юрий Николаевич в Индии. Но все эти годы он, как и вся его семья, продолжал оставаться патриотом своей отчизны. За все годы пребывания за границей он так и не принял иностранного подданства. В июне 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, он со своим младшим братом сразу же подал прошение в Советское посольство в Лондоне о зачислении их добровольцами в ряды Красной Армии, дабы с оружием в руках защищать свою Родину. Но в этом праве им было отказано. «Оба моих сына полны устремления к Родине. Родина живёт у них как самая прекрасная мечта, и они верят всеми силами души в её ближайший рассвет», — писала Елена Ивановна. Около 10 последних лет пребывания в Индии Юрий Николаевич провёл в Восточных Гималаях, где он жил с Еленой Ивановной в Калимпонге. Он преподавал там в Университете. Здесь он сделал свои первые шаги в самостоятельной научной деятельности. Именно здесь, в Калимпонге, на границе с Сиккимом, вблизи патриархов Гималайских вершин, он проводит свои последние годы в Индии. ЧАСТЬ 4. ВОЗВРАЩЕНИЕ В 1956 году Советская правительственная делегация посетила Индию. В составе комиссии, которая принимала эту делегацию на юге Индии, был Святослав Николаевич Рерих. Он обратился к Никите Сергеевичу Хрущёву с личной просьбой — разрешить его брату Юрию вернуться на Родину. Такое разрешение Хрущёв дал, и через год, в августе 1957 года, Юрий Николаевич вернулся на Родину. Вернуться в это время в Советский Союз было подвигом. В нашей стране Рерихов считали эмигрантами, что было равнозначно «враг народа», и чтобы вернуться, нужно было обладать огромным мужеством. За свои выдающиеся заслуги в области изучения языков, литературы, истории, археологии и этнографии Центральной и Южной Азии Юрий Николаевич был избран членом Королевского Азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического общества, Американского археологического и этнографического обществ и многих других. Но вернувшись на Родину, он сразу попал под жёсткий партийный контроль. Нельзя без душевного волнения вспоминать о том периоде жизни, который он провёл в Советском Союзе. В Институте востоковедения Академии наук, куда он был взят на работу, сначала он не имел отдельного кабинета и работал с аспирантами под лестницей. Ему была предоставлена квартира на Ленинском проспекте, но она была мала, чтобы разместить всё, что он привёз. Его называли «буржуазным учёным», «космополитом», прорабатывали на собраниях. Его, всемирно известного востоковеда, буддолога, учили читать лекции о Будде. Юрий Николаевич говорил: «Я не понимаю, что происходит. Все мои усилия уходят в песок, и я упираюсь в стену. Они не дают мне работать. Кто они? Не знаю». Но при этом в нём не было обиды. И он говорил: «Не Родина виновата, а несовершенство людей». Юрий Николаевич приехал на Родину не с пустыми руками. Он привёз около 500 картин своего отца, которые были переданы в дар нашему народу с условием, что они будут выставлены в картинных галереях. Условие это до конца не выполнено до сих пор. Он привёз 999 очерков Николая Константиновича «Листы дневника. Моя жизнь». И только в 1996 году они были полностью изданы. А кроме того, Юрий Николаевич привёз огромнуюбиблиотеку тибетских книг (около 5000), все свои научные труды (большая часть их до сих пор не переведена на русский язык). Юрий Николаевичпривёз все книги Агни Йоги. Помимо научной работы, Юрий Николаевич имел широкий спектр деятельности. На нём лежала ответственная миссия, о которой он потом говорил: «Моя задача выполнена». Он должен был вернуть на Родину имя своего отца — Николая Рериха, — великого художника, гуманиста, философа-космиста. Приехав в Советский Союз, Юрий Николаевич сразу же начал организовывать выставки картин Николая Константиновича, на которых он был экскурсоводом. Несмотря на все препятствия, которые встречал Юрий Николаевич, он, как истинный воин по натуре, успел за два с половиной года на Родине сделать столько, сколько не успел бы никто, кроме него. Он возродил школу востоковедения в России в её лучших традициях и создал школу тибетологии. Он возглавлял сектор истории, философии и религии Индии, начал преподавание санскрита в нашей стране. Юрий Николаевич был одним из главных инициаторов возобновления работы по переводу древних философских и литературных памятников Востока, активным членом редколлегии «Библиотека Буддика». Уже в Москве он завершал большой труд своей жизни — четырёхъязычный словарь — тибетско-русско-английский с санскритскими параллелями. Словарь этот был закончен его учениками и издан лишь через 25 лет после его ухода. В 1960 году вышла книга «Дхаммапада» под редакцией Юрия Николаевича. Это сборник изречений Будды, где наиболее сжато изложены основные морально-этические принципы раннего буддизма. Как только книга была издана, весь её тираж был арестован. Юрия Николаевича упрекали в идейной невыдержанности, вызывали на «проработку». Но Юрий Николаевич проявил находчивость — он сумел достать 6 экземпляров этой книги со склада. Отправил одну книгу послу Индии, другую — Джавахарлалу Неру. В Институт востоковедения пришли поздравительные телеграммы о том, что наконец в нашей стране началось исследование древних философских памятников Индии. После этого арест с издания был снят и книги поступили в продажу. (...) В 1960 году, в мае месяце, открылась первая выставка работ Святослава Николаевича в нашей стране, в организации которой участвовал Юрий Николаевич. Святослав Николаевич приехал в Москву, и это было последнее общение между двумя братьями. Они общались недолго — около 20 дней. Люди, наблюдавшие их тогда, рассказывали мне, что это было что-то необыкновенное. Только когда они были вместе, они светились необыкновенной радостью и красотой. Это было общение двух людей, объединённых не только кровным родством, но и духовным, что более важно. Это были Братья в самом высоком смысле этого понятия. (...) «Венец Архата достигается лишь сильнейшим огромным напряжением Подвига, мощным непоколебимым устремлением сердца, омытого кровавыми слезами страдания на протяжении многих и многих жизней. Сердце Архата должно познать все радости и все страдания, всё горе земного пути и испить полную чашу яда» (Елена Ивановна Рерих). Таков Путь истинного восхождения человеческого Духа, и таким путём прошёл Юрий Николаевич Рерих. День ухода Ю.Н. Рериха - 21 мая 1960 г. Татьяна МУРАШКИНА доцент МГТУ им. Н.Э.Баумана, г. Москва http://blogs.mail.ru/mail/enigma247/429811F449C53A13.html
|
В 1981 году, 6 июня, в поселке Казахстан на Алтае, в 20 км. от г. Лениногорска, Великий Дух, известный в то время под именем Николая Александровича Зубчинского, завершил свой земной подвиг и ушел в сферы Надземные. Его физическое тело погребено на местном кладбище. Не прозвучало ни одной траурной мелодии, не произносились надгробные речи. Деловито и просто, в молчании опустили в могилу простой, без украшений гроб и засыпали его землей. Так было похоронено тело одного из величайших людей современности – великого подвижника Николая Александровича Зубчинского. Скажут – не знаем такого, не слыхали, – и будут правы, ибо подвиг его творился в молчании, и этот подвиг такого рода, что только великие сознания способны его оценить. При нашем последнем свидании с Н.А., который был мне другом и братом, я сказал ему: – Ты – Прометей, приносящий огонь Неба на Землю! И это не было ни метафорой, ни преувеличением. День за днем, Н.А. вставал ночами, чтобы, пользуясь раскрытыми огненными – духовными - центрами, слушать и записывать то, что ему говорил Голос Безмолвия, по терминологии Агни-Йоги называемый Голосом Учителя Незримого. Бесценные по содержащейся в них мудрости эти записи представляют собою огромный вклад в мировую духовную культуру и станут золотыми ключами к Завету Майтрейи – Учению Живой Этики. Для будущего, для человечества Нового Мира работал Н.А., для того человечества, которое грядет, способное вместить и претворить в жизнь это великое Учение. Поэтому он не стремился к известности, к рекламе, а наоборот, всеми мерами уклонялся от них, стремился к уединению, видя свое назначение в том, чтобы как можно больше небесного огня (мудрости) принести на Землю. Тем не менее, о нем узнавали, и тянулись к нему ищущие Истину, со всех краев засыпали письмами, просили разрешения приехать. При своем скромном домике в ущелье, где река Ульба, он, несмотря на ограниченность средств, вынужден был пристроить избушку, чтобы давать приют приезжающим. Часто боли, сопряженные с раскрытием огненных центров в организме, надолго отрывали его и его супругу, верную сподвижницу Лидию Ивановну, от работы, заставляя днями и неделями лежать в постели. Но работа шла. Результаты ее огромны и не поддаются земному учету. Имя Н.А.Зубчинского станет бессмертным в веках, когда достойнейшие представители человечества в достаточной степени ознакомятся с его литературным наследием. Николай Александрович Зубчинский принадлежал к дальневосточной, а вернее, к азиатской когорте Н.К.Рериха, и свято чтил его, как и его супругу Елену Ивановну. Жизнь Н.А.Зубчинского, не говоря уже о слышании Голоса Учителя, была отмечена и другими проявлениями, являющимися естественными результатами следования по Пути Агни-Йоги. Описание их могло бы составить очень интересную книгу. Его обвинили бы в медиумизме (такие попытки делаются уже теперь), тогда как Н.А. шел верхним путем, то есть путем Высших принципов, ничего общего с медиумизмом не имеющим. Хочется отметить его высокую одаренность: он написал несколько прекрасных музыкальных пьес, которые сам же виртуозно исполнял на пианино, живописал, сочинял стихи, проявлял большие астрономические знания, давал глубоко философски обоснованные советы многочисленным вопрошателям... На его долю выпало немало жизненных испытаний, которые он переносил с твердостью и мужеством. Истинно, о нем можно сказать, что он прошел жизнь, «как по струне бездну – бережно, красиво и стремительно». Алтайский край, г. Змеиногорск, 28 июля 1981 г. А. Хейдок. Для дальнейшей информации: http://www.uranov.ru/
|
Ответов - 300
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
All
[только новые]
| |
Форум » Памятные даты, поздравления » Памятные Дни » тема закрыта |
|
|
- участник сейчас на форуме - участник вне форума | Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 33 Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет |