Тамара пишет:
Искала русское произношение этих гласных и встретила очень интересный материал:
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МУЗЫКА И ВОСПИТАНИЕ ДУШИ: He Mousike Therapeia
Древние пифагорейцы использовали музыку как средство для исцеления и воспитания души, о чём мы можем прочитать в биографиях Пифагора (например, в «Жизненном пути Пифагора» Ямвлиха, глава 25). В одном из случаев молодой человек собирался сжечь дотла дом неверной подруги. Пифагор понял, что он был чрезмерно взволнован игравшейся поблизости музыкой, и сказал музыканту, чтобы тот играл в другом ладу, который тут же успокоил юношу. В другом случае мудрый пифагореец Эмпедокл был приглашён в дом к судье, осудившему человека на смерть.
Сын этого человека ворвался внутрь с мечом, намереваясь убить судью, но Эмпедокл спел заклинание, которое отвлекло сына от его опрометчивой цели и спасло хозяина. Пифагорейцы также использовали музыку и в менее экстремальных ситуациях. Например, ночью для успокоения умов, мирного сна и благих видений использовались специальные мелодии, а утром для бодрости – другие. Некоторые из них представляли собой «пение гласных» без слов, как об этом будет сказано ниже.
Обычно они использовали музыку заклинаний всякий раз, когда им нужно было изменить состояние их собственных душ или чужих. В этой статье я продемонстрирую некоторые методы, с помощью которых вы сможете делать то же самое.
ЛАДОВЫЙ ГЛИФ
Несмотря на то, что большая часть пифагорейских знаний была утеряна, мы можем понять некоторые техники для использования древнегреческой музыки в лечебных и магических целях, взглянув на модальный глиф – диаграмму, которая суммирует некоторые соответствия между звуками и ладами. (Эти соответствия были даны такими древними философами-музыкантами как Аристид Квинтилиан и Птолемей; смотрите двухтомник Баркера «Греческие сочинения о музыке» и работы Годвина «Гармония сфер: сборник работ о пифагорейской традиции в музыке» и «Тайна семи гласных»). Сначала рассчитывается гептаграмма – семиконечная звезда, соединённая красными стрелками. Вокруг её концов расположены буквы от A до G, представляющие ноты гаммы до мажор (C D E F G A B). (Поскольку абсолютный слух для наших целей не имеет значения, эти буквы могут представлять любую мажорную гамму; более важным является особенность расположения тонов и полутонов. Например, для гаммы ре мажор, вместо C D E F G A B, мы напишем D E F# G A B C#.) Прямоугольники около каждой ноты дают множество соответствий: на верхней линии находится символ планеты и греческого гласного звука (αεηιουω), на второй линии – день недели, на третьей – один или два знака зодиака. Внутренняя гептаграмма изображает цикл дней недели и соответствующих планет. Чтобы убедиться в этом, начните с воскресенья наверху и следуйте за линией (против движения стрелки) вниз и влево к понедельнику и продолжайте движение вокруг гептаграммы, пока не возвратитесь к воскресенью.
нешний восьмиугольник представляет восемь ладов (похожие на мажорные и минорные гаммы): дорийский, фригийский, лидийский и т.д. Во времена античности греки признавали только семь ладов, следующих в гептаграмме по ходу недели: (1) дорийский, (2) гиподорийский, (3) фригийский и т.д. (Более известны их средневековые названия; древние греки использовали похожие термины, но в другом порядке.) У каждого лада есть соответствующая планета и знак зодиака, а каждый знак имеет божественного покровителя (лат. «tutor») (смотрите, например, в «Астрономике» Манилия, книга 2, стр. 433-452), покровители не отображёны на диаграмме, но о них будет упомянуто ниже (они отличаются от планетарных домов). Как известно из любого текста по астрологии, знаки также связаны с частями тела (например, Манилий, книга 2, стр. 453-465).
Гораздо позднее был добавлен восьмой лад, присвоивший по два лада каждой стихии, это означает, что мы можем усиливать или ослаблять каждый из четырёх гуморов (как скоро будет объяснено). Восьмой лад, гипомиксолидийский, соответствует неподвижным звёздам, тогда как семь древних ладов – планетам (звёздам блуждающим), посреди которых бесконечно двигается по кругу гептаграмма. Далее, по часовой стрелке вокруг восьмиугольника от Луны к Меркурию и т.д. до Сатурна и неподвижных звёзд, в древнехалдейском порядке перечислены восемь небесных сфер от самых близких до наиболее удалённых (то есть, от двигающихся наиболее быстро до самых медленных).
Каждый лад находится под покровительством музы: Клио, Каллиопа, Терпсихора, Мельпомена, Эрато, Евтерпа, Полигимния, Урания (согласно халдейскому порядку). Девятой музе Талии поручена земная сфера, она управляет тишиной, как говорит Рамис: «Талия хранит молчание, словно Земля». Аполлон руководит всеми девятью музами, их сферами и ладами вместе с тишиной. Чтобы запомнить эти соответствия, вы можете воспользоваться стихами Агриппы («Три книги оккультной философии» (1651), книга II , раздел XXVI ):
Тихую Талию мы сравниваем с Землёй,
Поскольку она никогда не попадается в сети музыки;
Затем Клио поёт в гиподорийском ладу,
Персефона таким же образом ударяет по басовым струнам;
Каллиопа также вторым прикосновением дополняет гармонию,
Используя фригийский лад; а Меркурий так:
Терпсихора ударяет третью струну, и, что редко,
Лидийская музыка делает Венеру столь ясной.
Мельпомена и Титан изящно
Используют дорийскую музыку на четвёртой.
Пятая приписана Марсу, богу
Войны, и Эрате после редкого лада
Фригийцев, Евтерпа также влюблена
В лидийский лад и шестую струну, как и Юпитер.
Сатурн использует седьмую с Полигимнией
И пробуждает смешанно-лидийскую мелодию.
Урания также творит восьмую,
И возвышается гипо-лидийская музыка.
(Отметьте, что Агриппа несколько свободно обращается с названиями ладов.)
У каждого лада есть различная форма, или порядок расположения тонов и полутонов, определяющий характер лада и имеющий центральное значение в применении музыки в терапии (лечении и воспитании) души. Этот порядок определяется римской цифрой в начале строки под названием лада, определяющей ступень мажорной гаммы, с которой начинается этот порядок (его основная нота), а также стрелкой, непосредственно указывающей на эту степень. Например, форма дорийского лада – та, которую мы находим, начиная со II -ой ступени гаммы до мажор: D E F G A B C; форма миксолидийского лада определяется V-ой ступенью: G A B C D E F. (Помните: абсолютный слух не важен, важнее порядок расположения целых тонов и полутонов.) Конечно, существуют только семь тонов, которые можно использовать как основные ноты, поэтому восьмой лад должен иметь такую же форму, как и один из остальных. Самый полезный восьмой лад, гипомиксолидийский, имеет ту же самую основу и форму, что и первый, дорийский.
ВОЗДЕЙСТВИЯ ЛАДОВ НА ГУМОРЫ
Итак, должным образом подготовившись, мы можем начать изучение использования ладов для therapeia души. Она основана на влиянии, которое лады имеют на четыре гумора – тонкие флюиды, воздействующие на наше психическое и физическое состояние – и которые должны находиться в гармонии для надлежащего ментального, духовного и физического здоровья. Состояние их баланса определяет темперамент (и то, что в музыковедении используют похожее слово «темперация», не является совпадением). Гуморы соответствуют четырём элементам и называются флегмой или флегматическим гумором (вода), (жёлтой) желчью или холерическим гумором (огонь), кровью или сангвиническим гумором (воздух), и чёрной желчью или меланхолическим гумором (земля).
Мы убедимся в том, что музыка, исполненная в специфическом ладу, усиливает или ослабляет гумор (обозначенный на диаграмме +P, -P, +C и т.д.) Лады, пронумерованные нечётными числами, – аутентические, усиливают соответствующий гумор, в то время как пронумерованные чётными числами – плагальные, ослабляют его (вспомните, что hypo = меньший). (Нечётные и чётные числа являются, согласно пифагорейцам, соответственно мужскими и женскими. Эти соответствия между ладами и гуморами описаны в «Musica Practica» Рамиса де Парейя (1482); качества или силы планет – тёплое, влажное и т.д. – описаны Птолемеем в «Tetrabiblos», I .5.)