В качестве логотипа использована картина Н.К.Рериха "Камень несущая" 1933г
«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберём все определения Культуры, мы найдём синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты».Н.К.Рерих
Главное предательство знать Учение и не применять его. Хула на Учение хуже смерти духа, ибо тем самым человек исключает себя из сотрудничества и обрекает себя на Сатурн.
Сообщение: 1279
Настроение: совершенствоваться
Зарегистрирован: 12.04.08
Откуда: Россия
Репутация:
0
Награды:
Отправлено: 16.10.08 07:08. Заголовок: История Рериховского движения
Обращаюсь к опытным последователям Агни-Йоги с просьбой рассказать о причинах раскола в рериховском движении, на ваш взгляд. Никогда раньше мне не хотелось даже вникать в суть раздора. К нам в город приезжали представители Сибирского общества и на выставке совместно с ознакомлением с материалами, пытались убедить в заблуждениях МЦР и пр.
Отправлено: 16.10.08 10:04. Заголовок: Ничего себе вопросик..
Ничего себе вопросик. Об этом сказать можно очень много, и говорят, но от сказанного ситуация не меняется. Почему в России нет единства, в думе, в трудовом коллективе, почему в христианстве нет единства, среди ученых и то нет единства. Вот назовите мне ту причину после нахождения которой, можно исправить ситуацию. Если этого невозможно сделать, то и искать не имеет смысла. Дело надо делать. Самое интересное, что разделение выявилось, когда все начали говорить об единении. Нужна обычная работа, не сваливание ответственности на других, тогда единение будет. У делающих дело нет разъединения, в основном не хватает сотрудников, так как планы большие. Еще есть препятствия, возникающие в каждом из нас, не желая преодолевать их мы сваливаем вину на другого. Выход – задвинуть свое личное подальше и продвигать дело несмотря не на что. Ну или хотя бы перестать обвинять своего товарища. Недавно говорили о доверии, это в эту же тему. Общее единство складывается из отношений друг с другом. А отношения, это этика. Были и будут проколы, ну и что. Все говорят об разъединении, а мы должны основываться на существующем единстве, на том, что нас уже объединяет и из этого растить будущее.
Сообщение: 1280
Настроение: совершенствоваться
Зарегистрирован: 12.04.08
Откуда: Россия
Репутация:
0
Награды:
Отправлено: 16.10.08 13:29. Заголовок: eco пишет: Недавно ..
eco пишет:
цитата:
Недавно говорили о доверии, это в эту же тему. Общее единство складывается из отношений друг с другом. А отношения, это этика. Были и будут проколы, ну и что. Все говорят об разъединении, а мы должны основываться на существующем единстве, на том, что нас уже объединяет и из этого растить будущее.
Разумеется вы правы в этом, но вопрос я задала потому-что 20лет с лишним варюсь в собственном кругу, не интересуясь причинами разъединения рериховцев. Хотя встречала иногда в сети гневные письма и от Девики Рани в том числе. Теперь мне стало известно, что раскол начался с разрыва между Л.Шапошниковой и В.Сидоровым. Читаешь материалы Сибирского общества, МЦР в которых говорят о единении Общины,доверии и т.п. А на деле многолетняя непрекращающаяся "холодная война" и хотелось бы понять из-за чего.Это материальные ценности,претензии на правопреемственность или принципиальные различия взглядов на какие-то вопросы? Я не хочу переворачивать тонны сетевых пересудов, но если бы кто-нибудь мог изложить краткий непредвзятый анализ происшедшего, была бы очень благодарна.
"... нетерпимость есть сестра невежества". [ Живая Этика / Братство - 3, п. 714.]"
Отправлено: 16.10.08 15:02. Заголовок: Не могу назвать себя..
Не могу назвать себя опытным последователем даже Живой Этики, не говоря уж об Агни Йоге. Но мнение свое выскажу.
Единство есть. Единство движущихся - есть, и единство никуда не движущихся - тоже есть (хотя ты, Тамара, спрашивала о Рериховском Движении, а не о "рериховской" неподвижности). Покажите мне движущегося - и я обязательно постараюсь стать ему другом, потому что для того, кто старается идти по Пути, пренебрежение подвижником невозможно. А единство с неподвижными - вот это уже безумие. Единства движущихся с неподвижными - это то, чего не может быть в природе.
Отправлено: 16.10.08 15:16. Заголовок: Основная причина все..
Основная причина все та же, противостояние Света и Тьмы. Подробности уже не имеют значения. Если бы не эта, была бы другая причина. Эпизод с Сидоровым, это лишь один эпизодов и на нем можно не акцентироваться. Я смотрю с позиции провинциального города. Когда начались разногласия с Сидоровым и МЦР, то мы все равно воспринимали их как одно целое, для нас и Шапашникова и Сидоров оставались авторитетами. Хотя, в итоге, конечно, разъединение центра началось сказываться и на периферию, но не послужило основной причиной. Существуют более существенные причины разделения, основой которой являются узость сознания лидеров движения. Но не все так плохо, разделение было вынужденным, в соответствии с создавшейся обстановкой. Приведу отрывки из диссертации Симанженковой Татьяны Карловны “Движение последователей Рерихов в современной России” Вот выводы по третьему этапу развития рериховского движения в России (1991-2004): Скрытый текст
1. Данный этап развития рериховского движения отличается особой сложностью. Движение начинает постепенно угасать и его причины распада движения можно разделить на внутренние и внешние. При этом граница между ними весьма условна, так как, проявляясь во внешних действиях, многие из них имеют общие глубинные истоки. К первым можно отнести целый комплекс проблем внутри самого движения. Последние связаны, прежде всего, со сложными взаимоотношениями с другими религиозными доктринами и группами как традиционных, так и внеконфессиональных направлений. 2. При изучении исторического материала может показаться, что проблемы внутри движения сводятся лишь к нарушению этических норм и принципов демократии, и сотрудничества, утвержденных в Уставе организаций. Но причины их значительно глубже и связаны с особенностями психологии религиозного сознания в целом и эзотерического в том числе. Как уже отмечалось выше, движение Рерихов, изначально опиралось на древнюю традицию тайных обществ, имеющих скрытое эзотерическое ядро. Такая система организаций была распространена в оккультно-теософских течениях. Но в силу определенных исторических и социальных условий и изменением стратегических задач, структура организации должна быть преобразована в более демократичную - широкое общественное движение, которое предполагает максимальную открытость. Однако, двойственность идейных и организационных установок, порождает напряжение и непонимание со стороны широких масс приверженцев учения. С одной стороны, призыв к соблюдению законов иерархии, изложенных в учении и признание за МЦР права преемственности, доходящее до максимализма, с другой стороны - размывание и основных мировоззренческих принципов учения, доходящее до их профанации. На стыке этих социальных и мировоззренческих проблем складывался и развивался феномен рериховского движения. 3. В последнее десятилетие XX- века движение утратило свою первичную однородность и разделилось на несколько течений, которые, взаимодействуя и взаимопроникая друг в друга, размывают и расширяют некогда цельное движение. 4. Хотя идейно-теоретические основы и цели движения остаются неизменными, опирающимися на гуманистические идеалы, но средства их достижения меняются. С одной стороны, имеет место тенденция превращения движения в некую исключительную религию, со своей иерархической культовой системой, с другой - стремление представить его только как культурно-этическое учение, способное стать мировоззренческой базой для будущей «духовно-экологической цивилизации». 5. Отсюда изменение общей структуры движения, в котором различные организации существенно отличаются друг от друга, по своей идеологии и направлению деятельности. Все разнообразие их проявлений можно разделить на три группы: - Организации и общества, опирающиеся только на учение Рерихов, считая его философско-этической системой и ведущие культурно-просветительскую и научно-педагогическую деятельность. «Движение во имя Культуры и признание иерархической миссии Четырех и есть Рериховское движение» - такова главная позиция, которой придерживаются, прежде всего, МЦР, организованный на его базе Международный Совет Рериховских организаций (МСРО) и входящие в него отделения и центры, а также организация «Международная лига Культуры». - Организации и общества, для которых учение является идейно-мировоззренческой базой, а сфера деятельности значительно расширяется с учетом социально-политических реалий постперестроечной России. Направления их работы связаны с решением конкретных экологических или политических задач. Это многочисленные общества, выступающие под различными названиями духовного направления («Страна Культура», «Зов Сердца», «Время Культуры», «Проспект Мира»). К наиболее активным представителям этой категории можно отнести «Русский клуб» (г.Новосибирск, рук. Ю.М. Ключников), газета «Знамя Мира» (гл.ред. Горчаков). Кроме того, в последние годы в рериховском движении начали появляться , различные группы и Организации, направляющие свою деятельность на изучение тонких явлений, скрытых сил человека, основанного на изучении Живой Этики (Ассоциация Исследователей психической энергии, Медицинская академия духовного развития «Мадра», Центр исцеляющей психической энергии Сергея Ключникова, Международный академический Сенат, Рериховский центр Санкт-Петербургского Университета). - В особую группу автор исследования выделяет, те организации и группы, для которых учение Рерихов послужило основой для создания ряда доктрин к движений. Называл себя последователями учения, они или развивали одно из его концептуальных сторон, или создавали самостоятельные доктрины, которые можно квалифицировать как разновидности многочисленных течений «Новой Эры». Процесс взаимодействия настолько сложен, что иногда очень трудно сказать, относится ли данная группа или движение к рериховскому или приобрело самостоятельный статус.
Отправлено: 16.10.08 15:22. Заголовок: Racento пишет: А еди..
Racento пишет:
цитата:
А единство с неподвижными - вот это уже безумие. Единства движущихся с неподвижными - это то, чего не может быть в природе.
То, о чем вы говорите может быть в Интернете, на форумах. В рериховском движении разделялись самые активные. Менее активные уже просто выбирали, к кому они ближе.
Отправлено: 16.10.08 15:28. Заголовок: eco пишет: основой к..
eco пишет:
цитата:
основой которой являются узость сознания лидеров движения.
Замечаю, что какую бы я причину не назвал, то осознаю ее узость. Это одна из причин. Здесь необходим более широкий анализ, поэтому и привел отрывок из диссертации.
Отправлено: 16.10.08 15:55. Заголовок: Из диссертации Т.К. ..
Из диссертации Т.К. Симанженковой: К концу последнего десятилетия XX века ситуация в рериховском движении постепенно меняется. В рериховском течении быстро возникла иерархическая структура, стремящаяся подчинить в себе все многообразие организаций и объединений, основанных на учении и наследии, вне зависимости их задач и программ. Политика «жесткого контроля» со стороны МЦР не принесла желаемых результатов. Начиная с 1995-1996 годов; общества, которые плодотворно сотрудничали с этой организацией, начинают отходить от нее и создавать свои независимые отделения, желающие активно участвовать в политических и общественных событиях и преобразованиях, происходящих в современной России. Этот процесс, приводит к взаимопроникновению и сочетанию идей, изложенных в самом учении Рерихов с новыми концептуальными парадигмами, возникшими как реакция на сложившуюся политическую, экономическую и идеологическую обстановку а стране. В результате процесса дезинтеграции в России к 1998 году образовалось несколько самостоятельных центров, которые вели свою независимую политику. В Москве - это МЦР, объединяющий часть рериховских организаций, поддерживающих его принципы и деятельность. В Сибири - СибРО, которое объединило некоторые организации сибирского региона. На дальнем Востоке - ДальРо и Институт «Урусвати», возглавляемый М.С. Луневым. В Томске активно действует Г.С. Горчаков, организовавший не только свою независимую газету «Знамя мира», но и «Институт человекознания». Не менее активно действует Самарский центр Рерихов, изготовляющий компьютерные копии картин Н.К. и С.Н. Рерихов. Все центры имеют свои печатные издания, в которых последние 6 лет много места уделяется проблемам, возникающим одна за другой внутри движения. Полемика носит острый характер, иногда выходя на плоскость выяснения отношений, и здесь задействованы не характерные для «истинного рериховца» аргументы, выражения и взаимные обвинения. … Изменился состав движения. Если на первом этапе оно представляло целостное однородное явление, то к началу нового тысячелетия произошла своеобразная поляризация, образовалось несколько групп, сходных не столько по социальному составу, сколько по своему отношению к движению и характеру религиозности. Отсюда аморфность движения, текучесть состава и размытость социальных и политических идей и установок.
Дальнейшая классификация конечно условна, но вполне может дать понять о причинах разделения. Из диссертации Т.К. Симанженковой: Среди участников движений можно выделить три группы: К первой группе так называемых «традиционалистов», можно отнести членов рериховских организаций, которые знакомы с Уставом, платят членские взносы, активно участвуют во всех акциях. Для этой категории учение является законом, а «почитание Иерархии» в духовном и земном понимании необходимым условием. Во вторую, так называемых «умеренных» входят те, кто считает себя «рериховцами» и на начальном этапе развития движения принимали активное участие и даже были членами организаций, но позже, по разным причинам, отошедшие от него. Они остались на позициях учения. Эта категория не являются официальными членами рериховских организаций и может выбрать себе движение сходное с его идеями. Для них учение является своеобразной базой. Скрытый текст
Третью группу составляют те, кто читал учение или знакомился только с художественным творчеством Н.К. Рериха и его семьи, но четкого представления или позиции для себя не выработал. Для этой категории учение выступает как информация. Состав и численность этих групп. непрерывно меняется. Но можно выявить некоторую закономерность. Большинство участников первой группы разделились на два потока. Одна часть, представляющая когда-то большинство, а сейчас малочисленная, составляет ортодоксальный костяк движения. Они поддерживают МЦР или СибРО и входят в их структуру. Задачи и виды деятельности этих организаций: проведение циклов бесед и лекториев, семинаров и конференций на нравственно-этические темы в учебных заведениях, школах, библиотеках, создание культурных программ, организация и проведение акций, выставок. Сотрудничая с представителями науки и культуры, они видят главную цель своей деятельности во всестороннем самосовершенствовании и. улучшении окружающего мира через постижение основ учения и внедрение его в жизнь. Хотя эта категория активно поддерживает все начинания, но именно в этой среде «фанатизм» часто встречающееся явление. Превратив имена Н.К.и Е.И. Рерихов и Живую Этику в некий символ, они ратуют за «чистоту Учения», выступают с гневными письмами и обращениями в печати, производят «чистки» рядов и так далее. Это приводит к изоляции ряда обществ от общих проблем российской культуры, замкнутости и проявления т.н. «провинциального национализма» и сектантства. Вторая ветвь этой группы - активные участники рериховского движения, но не разделяющие позиции МЦР и противостоящие ему. Они также проводят конференции, создают параллельные структуры. Хотя именно в этой группе образовалось оппозиционное крыло, которое стремиться решить проблемы движения за счет демократизации внутри движения. Особняком в этой группе стоят люди, так называемое «пассивное меньшинство» для которых учение это норма жизни. Они не видят смысла в бесконечных баталиях, но неустанно усваивая глубинные пласты Живой Этики,- трудятся над своим нравственным самосовершенствованием. К таким применимо понятие «истиный агни-йоговец». Возрастной ценз участников этой группы от 50- до 70 лет в основном это городская и сельская интеллигенция. Вторая категория самая многочисленная на современном этапе и самая мобильная. Они считают, «что Учение живет в их сердце» а «Океан учений бесконечен». Свободно перемещаются в близких по духу движениях со сходными программами неоориенталистического и неоязыческого содержания или образовывают группы с другими названиями эзотерического, культурологического и экологического плана, пытаются интерпретировать учение и приспособить его к конкретным проблемам социального и политического плана, возникающим в конце XX века. И хотя цели их направлены на «утверждение Света и Добра», существует угроза при таком размывании понятий утерять некую высокодуховную составляющую свойственную учению. Третья группа, границы которой определить очень трудно, отличается некой «духовной всеядностью» Это в большинстве своем молодые люди, которые подошли к движению значительно позже, в конце 90-х и находятся в стадии поиска «своего» учения. Эта группа не включается в обсуждение проблем движения и зачастую не подозревает о них. На формирование их взглядов значительно влияют духовные направления так называемой «Новой Эры», набирающее силу православие и, противостоящее ему неоязычество. Но именно в этой категории есть шанс возродить и продолжить движение, при условии, если учение ими будет принято и освоено. Все три категории участников движения находятся в постоянном взаимодействии, стараются понять и принять друг друга. Однако, более активная, а зачастую и агрессивная позиция, нетерпимость к другим мнениям и представлениям первой группы создавали сложные конфликтные ситуации, вносившие в движение непонимание и раскол. Подобные действия в глазах непосвященных вызывают негативное отношение к рериховцам вообще, без поиска правых и виноватых, а заодно к учению и к именам самих Н.К. и Е.И. Рерихов. В этом процессе важную роль играли лидеры движения. Являясь в большинстве своем сильными, харизматичными личностями, которые, ссылаясь на «имена Великих Владык» и авторитет Н.К. и Е.И. Рерихов, вольно интерпретировали и модернизировали учение. Святослав Николаевич Рерих, предвидя сложившуюся позже ситуацию, писал: «Сегодня мы имеем большинство интеллектуальных, но руководимых неосознанной гордыней и самостью лже-рериховцев, которые пишут и издают книги, журналы, комментарии к Тайной Доктрине и к книгам Учения, вплоть до Евангелия, беря на себя смелость, зачастую неоправданную, рассматривать эти величавшие источники с высоты своего интеллекта или, еще хуже, используя сомнительные контакты с тонким миром». Еще в 1990 году, давая интервью «Литературной газете» Л.В.Шапошникова отметила негативные тенденции, которые возникли в рериховском движении - «амбиции, тщеславие и желание реализовать себя», а также увидеть в учении Рерихов новую религию. Опираясь на «идею избранничества: отгородиться стенами, поселиться узким кругом и жить спокойно по «рериховскому обряду». С течением времени эти проблемы усугубились и «сектантство и наивно-религиозное восприятие Учения» стали очень распространенным явлением. Давая оценку современному положению в рериховском движении, Ю.М.Ключников отметил; «Сегодня рериховское движение в ряде его проявлений опасно накренилось в сторону доктринерства, соревнования авторитетов, в музейный архив».
Отправлено: 16.10.08 16:32. Заголовок: Вот потому я и напис..
Вот потому я и написал в начале: “Ничего себе вопросик”. Симанжекова описала в общем, а уже на местах это выливалось в конкретное. Можно конечно дополнить деталями, но тут ведь человек основательно поработал Ну а нам осталось только … и И не
Сообщение: 1283
Настроение: совершенствоваться
Зарегистрирован: 12.04.08
Откуда: Россия
Репутация:
0
Награды:
Отправлено: 16.10.08 16:59. Заголовок: eco пишет: Вот пото..
eco пишет:
цитата:
Вот потому я и написал в начале: “Ничего себе вопросик”. Симанжекова описала в общем, а уже на местах это выливалось в конкретное. Можно конечно дополнить деталями, но тут ведь человек основательно поработал Ну а нам осталось только … и И не
Огромное спасибо за этот материал. Я не знала о Симанжековой и ее диссертации , этот фрагмент ее работы очень понравился. Я не случайно задала свой вопрос. Мне пришлось встретить двух представителей противоборствующих течений рериховцев. Обе фактически ведут одинаковую работу среди студентов вузов, одна переехала из Новосибирска , вторая из МЦР. Представитель Сибро считает что незаслуженно не берутся во внимание книги Б.Абрамова и Н.Спириной. Представитель МЦР говорит о необходимости переступить через самостные амбиции и считаться с иерархичностью. А так как я сознательно раньше ничего не читала о распрях, сегодня мне захотелось все же понять в чем причина раскола.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 51
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет