" Надо взорвать мозг, тогда сознание отбросится вперед, как из пушки."
" Озарение " Агни-Йога
Эволюция и Инволюция В.Т.Черноволенко. Древние лики планеты
За научно-технической революцией (НТР) с неизбежностью последует
научно-духовная революция (НДР), отвечающая ноосферным представлениям
В.И.Вернадского. Не избежит серьезного преобразования и учение об
эволюции. Отсюда — задача настоящей статьи: попытаться представить, в
общих чертах, как будет выглядеть для наших потомков система знаний о
непрерывном и направленном изменении окружающего мира.
Эволюция Для европейского ума эволюционные представления о мире ведут свое
начало от Ж.Л.Л.Бюффона, Ж.Б.Ламарка. Ч.Лайеля, Г.Спенсера, Э.Геккеля и,
конечно, Ч.Дарвина. Философские подходы к эволюционному учению связаны с
именами Г.Спенсера, Г.В.Ф.Гегеля. Эммануил Кант сделал свой вклад в
представления о развитии Космоса скорее как естествоиспытатель. Вспышка
интереса к проблемам развития окружающего мира закономерна, она явилась
реакцией на господствовавшую в средние века христианскую теологическую
доктрину, отрицающую какое бы то ни было развитие в природе.
Но то был лишь короткий исторический эпизод Риши, мудрецы седой
древности, тысячелетия назад уже могли много рассказать о сантане,
потоке времени, управляющем физическим и духовным совершенствованием
человеческого Микрокосма на фоне совершенствования Макрокосма. Можно
представить себе три подхода к проблеме эволюции: 1. — отрицание всякого
направленного движения в природе и в общественных явлениях; 2. —
признание развития мира, в котором последовательно накапливается некое
новое качество; 3. — циклическое развитие, когда состояния мировой
реальности время от времени закономерно повторяются. Возможно также
соединение второго и третьего принципов, тогда мы получаем картину
эволюции, подобную спирали.
Можно предполагать, что первой модели в большей или меньшей степени
отвечает сознание первобытных народов. Ход времени для них отмечался
лишь сменой дня и ночи, зимы и лета, рождением и смертью соплеменников.
День ото дня, год от года повторялись одинаковые события, не меняя
ничего в природе и в укладе жизни. Эту позицию сохранила и христианская
теологическая догматика. Одноактное сотворение мира, живого и неживого,
вместе с поселившимся в нем человеком 5609 лет до Рождества Христова не
имело продолжения. В качественном отношении все остается и по сей день,
как в начале.
Идея направленной эволюции безраздельно господствует в современном
естественнонаучном мировоззрении. Необратимый характер изменениям
неживой природы задает второе начало термодинамики, согласно которому
рассеяние и деградация энергии в мире не компенсируется ее обратной
концентрацией и восстановлением качества. Для живого вещества изменения в
одном направлении контролируются дарвиновским законом выживания
наиболее приспособленных организмов. Таким образом, в направленной
эволюции принимают участие два антагонистических процесса: уменьшение
структурированности материи в мире неживого и ее повышение в царстве
жизни.
Вопреки своему материалистическому, даже механистическому содержанию,
концептуальное ядро дарвиновской теории эволюции ведет начало от
диалектики Гегеля. Создатель классической немецкой философской школы
представил эволюцию как процесс последовательного разрешения крупнейшего
мирового противоречия. Возникновение его философ связывал с тем, что
Мировой Дух временно облекается в чуждую ему материальную форму.
Дальнейшее развитие мира имеет целью создание в грубом мире носителя
духовного начала, человека, как земного проявления Бога. Слиянием
мышления человека с сознанием Творца (самоосознанием Бога в человеке)
заканчивается эволюционный процесс.
Циклическое представление об эволюции Вселенной как бы примиряет
несоединимые, на первый взгляд, идеи о неизменной природе и природе
необратимо развивающейся. Все зависит от соотношения масштабов (см.
рисунки).
Эволюция и Инволюция
Мелкие завихрения, наложенные на прямую линию (а) не разрушают
представления о стационарном мире, в среднем не меняющем своего
состояния. Но если сама прямая составляет лишь малый отрезок огромного
цикла (б), то основным законом развития следует признать периодическое
повторение уже некогда пройденных состояний. В зависимости от нашей
способности различать направленные изменения отрезок может казаться
горизонтальным — изображением бесконечной неизменности — или наклонным
вверх либо вниз. В последних случаях движение будет представляться
наблюдателю в форме беспрерывного, необратимого накопления или потери
каких-то качеств, что и составляет содержание эволюции в обычном
понимании. Истинная картина, сочетающая в себе черты направленных и
циклических изменений, может не поддаваться прямому наблюдению из-за
узости временных рамок нашей жизни, но дополняться воображением,
теорией, неканоническими средствами познания. Для современной космологии
такой взгляд остается недоказуемой и потому почти не обсуждаемой
гипотезой. Но в древних текстах индийских Пуран, в классических даршанах
— учениях, созданных философами Индии, эти представления разработаны
достаточно подробно. В общих чертах мир представляется иерархией
вложенных друг в друга циклов от круга единичной человеческой жизни до
Махаманвантар — больших кругов проявления Космоса. Длительность одного
большого круга определяется числом порядка десяти в четырнадцатой
степени наших лет, а последовательность циклов — бесконечна. Сторонником
представлений о циклическом характере эволюции в античной Греции был
Гераклит. Мир для него был материализацией божественной огненной
субстанции. Этот огонь периодически разгорался, преодолевая
сопротивление инертных начал, разворачивался в вещественное содержание
Космоса, затем наступало успокоение, губительный покой, который
заканчивался затуханием мирового пожара и возвращением Всего к
Первооснове.
После того как А. Фридманом была показана неустойчивость статической
модели Вселенной А.Эйнштейна, астрофизика сделала шаг навстречу
циклической картине развития мира. Разбегание галактик, открытое
Э.Хабблом и подтвержденное затем обнаружением «реликтового излучения»,
поставило на повестку дня вопрос, бесконечно ли будет продолжаться
расширение видимой части Космоса. Расчеты показали, что если совокупная
масса Мира превышает некоторую критическую величину, то наблюдаемое
сейчас «разбегание» со временем сменится сжатием. Это уже веский довод в
пользу гипотезы циклов. Эзотерические учения древности говорили о
колебательном развитии не только видимого физического, но и тонкого
мира, не улавливаемого нашими пятью органами чувств.
Если такая картина мира отвечает в своих существенных чертах
реальности, то процесс развития мира разделяется на две фазы: диссипации
и концентрации, разворачивания и сворачивания, эволюции и инволюции. На
этом противопоставлении двух направлений движения Космоса, планетных
систем, жизни и человечества основаны крупнейшие религиозно-философские
системы Востока.
Самым острым в эволюционном учении остается, однако, вопрос о том,
идет ли развитие стихийно, подчиняясь лишь изначально присущим материи
свойствам, или оно следует неизвестному нам плану, а может быть даже
оперативному управлению со стороны Высшего Разумного Начала. Биологи
попытались уйти от этой проблемы, введя в свои рассуждения «жизненную
силу», производную от «психеи» (души) Платона и «энтелехии», особой
нематериальной силы, постулированной Аристотелем. Жизненная сила, по
представлениям виталистов, представляет собой содержащееся в живой
материи творческое начало, задающее цель эволюции, стремление к
бесконечному совершенствованию, разумно направляющее преобразование форм
жизни. Без этой нематериальной субстанции жизнь теряет свои
специфические свойства, перестает отличаться от минерального мира.
Подобные представления на протяжении истории неоднократно уходили на
второй план и вновь всплывали на поверхность в сознании биологов.
Особенно резкой была реакция виталистов на механистические представления
о развитии, связанные с победным шествием классической
материалистической механики XVIII века. Проблема не получила
убедительного решения и в наши дни, хотя обсуждение ее неизменно
вызывает у биологов непонятную застенчивость.
В более широком плане вопрос о присутствии или отсутствии в эволюции
Вселенной целевого творческого начала восходит к противостоянию
материализма и различных идеалистических концепций мироздания.
В наши дни почти непреложной истиной считается постулат современной
науки: мир создан в процессе эволюции, эволюция — это и есть сотворение
новых материальных форм там, где раньше существовала лишь
неорганизованная материя. Это представление об интенсивном характере
процесса всеобщего развития, однако, имеет альтернативу. Концепция
экстенсивной эволюции, развивавшаяся, в частности, античной школой
неоплатоников в Александрии, предлагает рассматривать состояния
Вселенной лишь как развертывание извечно существовавшей божественной
идеи или самого Абсолюта. Эти взгляды в Новое время разделял
Г.Э.Лейбниц. Согласно экстенсивной теории ничто в мире не создается
вновь и не уничтожается, что, однако, не мешает физическому миру
проходить все видимые и мыслимые стадии восхождения или нисхождения.
Уже данный здесь схематический обзор накопленных человеческой мыслью
представлений об эволюции показывает, насколько разнообразны подходы к
теме. Как западная философия, так и восточная внесли в нее свои
блестящие мысли и концепции. В наше время перехода от железного века
Кали Юги к веку истины Сатья Юге мы наблюдаем превращение земного
человечества в единую информационную систему. Соответственно, наука,
философия, религия модифицируются обстоятельствами, утрачивая свои
региональные особенности.
Создается единый — в своем разнообразии —
поток человеческой мысли, в русле которого и следует искать признаки
мировоззрения будущего, ноосферного мировоззрения.
/ Продолжение следует /
Арманд А.Д., доктор географических наук :
http://www.delphis.ru/journal/article/evolyutsiya-i-involyutsiya