В качестве логотипа использована картина Н.К.Рериха "Камень несущая" 1933г
«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберём все определения Культуры, мы найдём синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты».Н.К.Рерих
Главное предательство знать Учение и не применять его. Хула на Учение хуже смерти духа, ибо тем самым человек исключает себя из сотрудничества и обрекает себя на Сатурн.
Сообщение: 401
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия
Репутация:
4
Отправлено: 18.05.10 22:53. Заголовок: Картины Рериха
Ощущением грандиозности Грядущего проникнута картина «Настасья Микулична» (1943) — одна из центральных в коллекции. Наступающая эпоха связана с духовным пробуждением женщины и вхождением её во все сферы общественной жизни. Первый вариант картины с таким названием Рерих создал в 1938 году. Как писал художник, Настасья Микулична, «вся на огненном облаке» пламенных лучей, — это «величественный прообраз русского женского движения». «Женщина заняла присущее ей место мощно, как поленица [богатырша] удалая».
Повторённая в годы войны, картина «Настасья Микулична» обогатилась новым смыслом. «...Это не просто картина, — сказано в Записях Б.Н. Абрамова, — но великое будущее нашей Родины, запечатлённое на полотне. (...) ...Ведущей весь мир за собою страной, все народы земли, является Родина Наша, воплощённая в образе могучей фигуры Настасьи Микуличны, на крепком и сильном коне. Она в доспехе, но не вооружена, она не бряцает оружием, она никому не угрожает. Она несёт Миру мир, и в длани её поддерживаемые ею фигурки людей, словно символ малых народов или всего человечества в целом, на охрану мира, счастья и интересов которого мощно выходит Она в пылающих красках зари Нового Мира».
Наше время дало возможность ещё глубже проникнуть в содержание этого полотна. Вот как описывает его Н.Д. Спирина: «В книге "Озарение" сказано: "Нет прошлого, есть лишь свет будущего — им идите". И вот в торжественный момент рассвета, предваряющего великое завтра, непреклонно шествует могучий конь, несущий на себе богатыршу Настасью Микуличну — символ России Азиатской, РОССАЗИИ. (...) Новая Заря уже светит на новом горизонте. Полыхают огни победы Нового Мира».
Н.К. Рерих. ПРИДАНОЕ КИТАЙСКОЙ ПРИНЦЕССЫ ВЭН-ЧИН. 1928
Рассмотрим картину «Приданое китайской принцессы Вэн-Чин» (1928). Её сюжет связан с проникновением в Тибет буддизма в конце VI – начале VII века. Распространяясь в стране в течение двухсот лет, буддизм кардинально поменял сознание тибетцев, и в результате Тибет испытал необыкновенный эмоциональный и культурный подъём. Кроме того, буддизм сыграл прогрессивную роль, способствовав объединению 12 разрозненных тибетских княжеств в единое государство.
Один из первых царей Тибета Сонг-цен Гампо (VII в.), ярый сторонник буддизма, для укрепления своего политического авторитета взял в жёны двух принцесс — непальскую и китайскую. Они были ревностными буддистками и способствовали распространению и укреплению буддизма в Тибете, а китайская принцесса явилась родоначальницей китайского варианта буддизма «чань» — так называемого созерцательного буддизма.
На картине Н.К. Рериха мы видим торжественный приезд в Лхасу китайской принцессы Вэн-Чин. На фоне изумительного горного пейзажа движется караван принцессы, которая везёт с собой предметы не только буддийской культуры и искусства, но и традиционной китайской культуры, как сельскохозяйственной, так и ремесленной (известно, например, что она владела тайной производства шёлка).
Непальская принцесса через четыре года после ухода из жизни Сонг-цен Гампо явилась основательницей знаменитого монастыря Джокханга, который в настоящее время пользуется большой популярностью у паломников в Лхасе.
Китайская и непальская принцессы на многие века утвердили непальско-китайскую культуру при дворе тибетских царей. Принцессы стали очень популярны в народе и впоследствии были возведены в ранг «Тар» — женских богинь; одна из них почиталась как зелёная Тара, а другая — как белая Тара.
Сообщение: 1932
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия
Репутация:
4
Отправлено: 09.10.11 16:10. Заголовок: Н.К. Рерих. Будда и его последователи. 1931
Н.К. Рерих. Будда и его последователи. 1931
На картине «Будда и его последователи» (1931) мы видим высеченные на скалах фигуры Бодхисаттв или других буддийских святых. Наскальное искусство очень распространено по всей Азии. В течение тысячелетий народы и племена вытесняли друг друга, приходили и уходили, оставляя на скалах в виде высеченных фигур, или петроглифов, различные символы своих религий, своей культуры — словом, всего, что было для них свято. Это искусство, конечно, не обошло и буддийский мир, буддисты впоследствии тоже оставляли на скалах память о себе. Наскальное искусство Центральной Азии — это удивительно богатая по содержанию книга, которую до сих пор читают и разгадывают, потому что там отражены и отдельные культуры, и смешение культур.
На картине Рериха изображены последователи Готамы Будды — царевича Сиддхартхи из рода Шакьев, жившего в VI веке до нашей эры. В Индии есть четыре места, которые до сих пор очень популярны среди паломников и являются местами поклонения буддистов: город Капилавасту, где родился Будда; Бодхи-Гайя, где под деревом бодхи он получил просветление; Сарнатх, где прозвучала его первая проповедь, и Кушинагар, где после 45 лет проповеднической деятельности Будда ушёл в Паранирвану.
Сарнатх — это особо знаменитый город, ибо там Будда прочитал свою первую проповедь о причинах человеческих страданий, указав восьмеричный путь спасения. Как говорят буддисты, в Сарнатхе Будда пустил в ход Колесо Благого Закона. Колесо — очень важный символ в буддизме, олицетворяющий собой практически всё учение, все основные положения буддизма, в том числе закон перевоплощения, который является одной из важнейших доктрин во многих восточных учениях.
Колесо с 12 спицами — это 12 причин (12 нидан), которые проявляются из рождения в рождение. Человек рождается, живёт, умирает и, согласно буддийским понятиям, опять рождается, и эти 12 причин сворачиваются в колесо, которое начинает вращаться, как только человек появляется на плане бытия. Управляемое Кармой, «Колесо Благого Закона в неизменном вращении неустанно дробит неценные отбросы, отделяя их от золотого зерна» (Н. Рокотова. Основы Буддизма).
Колесо часто изображают на предметах искусства, и не только в Тибете, но и в других странах Азии. Этот символ используется на танках, знамёнах, а также в архитектуре — на дацанах, в храмах. Рядом можно видеть изображение лани и оленя, которые были свидетелями просветления Будды в Бодхи-Гайя.
На колесе имеются три сферы, означающие три драгоценности, которые символизируют формулу вступления в общину: «Прибегаю к Будде, прибегаю к Учению, прибегаю к Общине». Для вступления в буддийскую общину достаточно было произнести эту формулу, и человек становился монахом, или её членом.
Буддизм не утвердился в Индии и был постепенно вытеснен его сильными врагами — брахманизмом и индуизмом, поскольку Будда боролся против кастовой системы, а также против права брахманов на высшее знание по рождению. Но буддизм получил необыкновенно мощный расцвет за пределами Индии — в Монголии, Китае, Непале, Кашмире, вплоть до Сибири. Все эти страны с восторгом приняли буддизм, и их культура приобрела совершенно иной характер. Так, Ю.Н. Рерих в качестве примера приводит монголов, которые из воинственного народа превратились в миролюбивых монахов; также стал постепенно превращаться в мирную страну милитаристский Тибет, который когда-то был очень могущественным и держал под контролем Центральную Азию, в том числе Китай.
В этих странах буддизм укреплялся, и, наряду со школой Хинаяны — Малой Колесницы, появилась школа Махаяны — Большой Колесницы. Начальный общий путь школ Хинаяны и Махаяны раздваивается. В Хинаяне человек уделяет внимание только своему личному совершенствованию, личному достижению Нирваны. Махаяна — это школа, воспитывающая Бодхисаттв. Исходя из значения слова, Бодхисаттва — это сущность, достигшая высшего состояния сознания, Нирваны, но отказавшаяся от неё на долгие века. Именно Бодхисаттвы поняли всю глубину мысли Будды о сострадании и любви и явились самыми преданными Его последователями. Из чувства сострадания к человечеству они отказываются от блаженства Нирваны и отправляются в долгий путь для помощи человечеству. Воплощаясь на земле в разных обликах, они ведут человечество по пути пробуждения духа, помогая людям достичь такого же уровня сознания. Понимая, что человек должен сам выполнить свою карму, Бодхисаттвы оказывают помощь людям в течение нескончаемых веков. В этом и заключаются их любовь и сострадание — в бесконечной помощи друг другу и человечеству, потому что основной закон космоса — сотрудничество.
Сообщение: 1933
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия
Репутация:
4
Отправлено: 09.10.11 16:21. Заголовок: Все мои картины прошли через мое воображение
«Все мои картины прошли через мое воображение, прежде чем были запечатлены на полотне. Содержание их показывает характер полетов мысли. Мысль кристаллизуется в картине в видимые плотные формы. Это и есть процесс творчества. Каждая картина двуполюсна, то есть вдобавок к внешним имеет свою невидимую мощную огненную форму, свой незримый двойник, - как и все в проявленном мире. Степень огненности формы незримой зависит от воображения и огненности духа творца. Творец и творение рук его связаны нитью незримой. На зрителя воздействует незримый двойник через свое внешнее выражение. Велика сила воздействия на сознание истинного искусства» (Н.К. Рерих).
Сообщение: 1956
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия
Репутация:
4
Отправлено: 19.10.11 23:03. Заголовок: Н.К. Рерих. МОЛОДОЙ ЛАМА
Н.К. Рерих. Лама
Н.К. Рерих. МОЛОДОЙ ЛАМА. 1945
Две прекрасные картины — «Лама» (1941) и «Молодой лама» (1945). Слово «лама» означает не только «монах», а в первую очередь «учитель». Как писал Н.К. Рерих, именно в Азии живо такое возвышенное понятие, как Учитель, Гуру, которое практически полностью исчезло на Западе. На Востоке дети с самых ранних лет мечтают встретить учителя, потому что, как сказано, «без учителя не пройти». Существует легенда о маленьком индусе, познавшем Учителя. Его спросили: «Неужели солнце потемнеет для тебя, если увидишь его без Учителя?» Мальчик улыбнулся: «Солнце останется солнцем, но при Учителе мне будут светить двенадцать солнц».
Учёные ламы — это интеллектуальное и духовное богатство Тибета, потому что они владеют очень многими знаниями — от законов жизни до космических тайн. В книге Н.К. Рериха «Шамбала» прекрасно рассказано, как велики знания мудрых лам по сравнению с обычными людьми. На двух картинах Рериха мы видим удивительно выразительные лица — испещрённое морщинами лицо старого ламы, который понимает, что в каждое мгновение жизни всё изменяется, как говорил Будда, поэтому в мире нет ничего постоянного, кроме причинно-следственных отношений. Молодой лама находится на пути постижения мудрости, и черты его лица поражают необыкновенной одухотворённостью.
Оба ламы — представители секты желтошапочников, принадлежащей к школе Гелугпа, что означает «школа добродетели». Её основателем был известный реформатор буддизма Дзон-Капа (в Монголии его называют Цзонхава), живший в XIV – XV вв. Он был очень влиятельной личностью и высоко почитается во многих монастырях.
Сообщение: 1969
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия
Репутация:
4
Отправлено: 23.10.11 17:20. Заголовок: Н.К. Рерих. ШЁПОТЫ ПУСТЫНЬ (СКАЗ О НОВОЙ ЭРЕ). Серия «Майтрейя». 1925
Н.К. Рерих. ШЁПОТЫ ПУСТЫНЬ (СКАЗ О НОВОЙ ЭРЕ). Серия «Майтрейя». 1925
«Шёпоты пустынь» («Сказ о Новой Эре») (1925). Мы видим палаточный лагерь караванщиков. Наступила ночь, везде горят костры. После трудного перехода караванщики остановились на отдых, но на их лицах нет усталости, напротив — мы видим радость, какое-то особое настроение. Ведутся разговоры о чём-то необычном, но это необычное понятно всем. О чём же шепчутся, о чём говорят караванщики? Рерих в своей книге «Сердце Азии» задаёт вопрос: «Бьётся ли сердце Азии? Не заглушено ли оно песками? Живо ли оно?» И отвечает: «Живо» — потому что живы самые сокровенные, краеугольные понятия Азии — Шамбала и Майтрейя. Но в Западном мире они очень трудны для понимания. Рерих восклицает: «Если бы Запад знал, какое значение для Азии имеют эти два слова — Шамбала и Майтрейя».
В своём путешествии по Азии Николай Рерих собирал древние пророчества и легенды о Шамбале. Эта страна, которая имеет и другие названия — Беловодье, Обитель Пресвитера Иоанна, Калапа, известна всему миру. Но больше всего о ней знают и говорят народы Азии.
Где-то далеко в Гималаях, за снежными горами, есть место, которое объединяет мир земной с миром иным — миром высшего сознания. Там обитает Братство мудрых Учителей — наших Старших Братьев, которые достигли Высшего Сознания и ведут человечество по эволюционному пути.
Реальным воплощением Шамбалы на земле является приход Майтрейи — грядущего Будды. Как говорит легенда, Будда в разговоре со своим любимым учеником Анандой сказал, что он не первый Будда и не последний, — его преемником является Будда-Майтрейя, чьё имя означает «любовь и сострадание». Он очень могуществен и очень мудр. И если за Буддой шли сотни людей, то за Майтрейей пойдут тысячи последователей. Это будет водитель народов, который поведёт воинов Шамбалы на последнюю войну между Светом и тьмой.
Понятие Шамбалы имеет великую мощь — ведь она ассоциируется с будущим веком, с Новой Эрой мира и справедливости. Изображения знаков Новой Эры можно встретить по всей Азии — это стрелы и мечи, это белый конь, который спешит через все пропасти, через все трудности, — Рерих изображает его на своих картинах; это также Знак триединства — начертание трёх сфер. Как пишет Николай Константинович, в Тибете его можно встретить и на скалах, и на колоннах, и на глинобитных стенах, и на многих предметах искусства — знамёнах и танках.
«Тибетская ступа» («Горные орлы. Орлиное гнездо») (1931). На этой картине мы видим ступу — древнейший памятник буддийского искусства, пришедшего из Индии. Ступы удивительно украшают ландшафты Тибета. По архитектуре ступы несколько отличаются друг от друга. Обычно они окрашены в белый цвет и очень символичны. В те времена, когда было запрещено антропоморфное изображение Будды, ступа символизировала просветление, то есть самого Будду. В настоящее время они символизируют весь космос.
Как правило, ступы располагаются не только перед монастырями, но и на караванных путях и в других местах. Созидаются они обычно на местах кремаций знаменитых духовных деятелей, высоких лам и святых. Туда вкладываются пророчества, молитвы, пожелания, реликвии буддийского мира, в прежние времена там хранились мощи святых.
озидаются они обычно на местах кремаций знаменитых духовных деятелей, высоких лам и святых. Туда вкладываются пророчества, молитвы, пожелания, реликвии буддийского мира, в прежние времена там хранились мощи святых.
Читала также, что в ступы в монастырях, вкладывались и рингсэ.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет