On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
В качестве логотипа использована картина Н.К.Рериха "Камень несущая" 1933г

«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберём все определения Культуры, мы найдём синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты».Н.К.Рерих



Главное предательство знать Учение и не применять его. Хула на Учение хуже смерти духа, ибо тем самым человек исключает себя из сотрудничества и обрекает себя на Сатурн.




АвторСообщение
постоянный участник




Сообщение: 401
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.05.10 22:53. Заголовок: Картины Рериха


Ощущением грандиозности Грядущего проникнута картина «Настасья Микулична» (1943) — одна из центральных в коллекции. Наступающая эпоха связана с духовным пробуждением женщины и вхождением её во все сферы общественной жизни. Первый вариант картины с таким названием Рерих создал в 1938 году. Как писал художник, Настасья Микулична, «вся на огненном облаке» пламенных лучей, — это «величественный прообраз русского женского движения». «Женщина заняла присущее ей место мощно, как поленица [богатырша] удалая».



Повторённая в годы войны, картина «Настасья Микулична» обогатилась новым смыслом. «...Это не просто картина, — сказано в Записях Б.Н. Абрамова, — но великое будущее нашей Родины, запечатлённое на полотне. (...) ...Ведущей весь мир за собою страной, все народы земли, является Родина Наша, воплощённая в образе могучей фигуры Настасьи Микуличны, на крепком и сильном коне. Она в доспехе, но не вооружена, она не бряцает оружием, она никому не угрожает. Она несёт Миру мир, и в длани её поддерживаемые ею фигурки людей, словно символ малых народов или всего человечества в целом, на охрану мира, счастья и интересов которого мощно выходит Она в пылающих красках зари Нового Мира».

Наше время дало возможность ещё глубже проникнуть в содержание этого полотна. Вот как описывает его Н.Д. Спирина: «В книге "Озарение" сказано: "Нет прошлого, есть лишь свет будущего — им идите". И вот в торжественный момент рассвета, предваряющего великое завтра, непреклонно шествует могучий конь, несущий на себе богатыршу Настасью Микуличну — символ России Азиатской, РОССАЗИИ. (...) Новая Заря уже светит на новом горизонте. Полыхают огни победы Нового Мира».

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 106 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All [только новые]


администратор




Сообщение: 16061
Настроение: совершенствоваться
Зарегистрирован: 12.04.08
Откуда: Россия
Репутация: 4

Награды: :medal15::medal03::medal10:
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.12.11 12:01. Заголовок: Посмотрела ролик, - ..


Посмотрела ролик, - много узнала нового о передвижениях Николая Константиновича, о доме в который они вселились. Как удивительно, ничего случайного, даже дом подобран с соответствующей энергетикой. О государстве Сикким тоже очень интересно. Спасибо огромное, размещай подобные ролики, очень много узнаешь за короткий период .

"Не страх перед Богом,является началом мудрости,но познание себя,которое есть сама мудрость" Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 16352
Настроение: совершенствоваться
Зарегистрирован: 12.04.08
Откуда: Россия
Репутация: 4

Награды: :medal15::medal03::medal10:
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.12 10:06. Заголовок: http://shot.photo.qi..




Ангел последний (1942 г.)

Картина написана по пророческому сну Е.И.Рерих.

"Ноябрь 1919 г. Красный Вестник на столбах света. Стою на балконе занимаемого нами Лондонского дома, откуда далеко видны площадь и боковые улицы. Небо свинцовое, сумрачное, во всей атмосфере нечто необычайно тяжелое, зловещее. Люди тёмные и серые снуют вдоль улиц и спешат укрыться от надвигающейся грозы. Небо быстро темнеет, и на западе стало чернее чёрного. На фоне этой жуткой тьмы внезапно вырисовывалась, занимая собой полнеба, гигантская, розовая и блестающая огненно-красная фигура Архангела на столбах Света, со сворачивающимся свитком в руке и большим золотым ключом у пояса. Встало сознание совершающегося возмездия.

Повернув голову к Востоку, увидела в сумерках, близко от земли поднимающийся серп Новолуния и на нем покоящегося прекрасного Младенца, причем, одна ножка его была спущена. Поняла это явление как восточный символ рождения Новой Эпохи и Новой Расы". (Е.И.Рерих. У порога Нового Мира, с.45)

У Н.К.Рериха несколько картин "Ангел последний". Они написаны или во время или перед грозными событиями, нависшими над Родиной, поэтому в своём замысле часто являются пророческими. Ангел последний непреклонное стоит среди клубящихся огненных облаков, над Землей, пылающей последним пламенем. В картине сквозит возмездие за разрушение городов, уничтожение памятников культуры, отравление планеты. В руках огненного Ангела свиток, охраняющий и защищающий истинную Культуру, в нем список лиц, которые шли путем духовного совершенствования, которые спасутся и перейдут в Новую Светлую Эпоху. У Ангела меч очищающий и ключ от Нового Мира Красоты и Знаний. Согласно Библии, на Землю пришло 7 Ангелов, и вот последний спускается в виде чаши. Он как бы в огненных руках-ладонях Всевышнего. Крылья огненные, золотистые, лицо восточное, одежда русская. Пояс - знак высшей власти.

"В молчании было видение. Исполнились света предметы. И воссиял лик Великого Гостя. И замкнул Он уста, и скрестил руки, и струился светом каждый волос Его. И бездонно пристально сияли очи Его. В бережности принес Пламенный весть обновленного, благословенного мира. Тайностью Он дал знак ко благу. В дерзании Он напомнил о Несказуемом. Без устали в часы дня и ночи будит Он сердце человеческое. Он сказывает приказ к победе духа и каждый поймет и примет его на языке своего сердца."

"Когда человечество утеряло все чуткие нити восприятия, то пришлось употребить воздействие огненное: огненный меч очищения, огненный меч созидания, огненный меч устремления, огненный меч новой энергии. Все огненные напряжения дадут человечеству творчество, огненно насыщенное. Так огненный меч приносит человечеству, при сотрудничестве, данные космические возможности. И когда творчество космическое утвердится огненно, то все энергии приблизятся. Момент решительный и возносящий человеческое сознание. Так беспредельно насыщается мысль человечества." (Беспредельность, 746)
Ангел последний

Просветленным и тихим трудился Рублёв
Вдохновенно над образом ангела,
Обрамил его кругом,
Движенье миров воссоздав на страницах Евангелия.
Уберечь он людей жаждет от суеты,
К ним свой шаг устремляя с иконы.
Как прекрасны его неземные черты!
Шорох крыл или звездные звоны?...
Вот она, правда жизни, беспомощность лжи,
Преходящего гулкая вечность...
Цветовые созвучия - всплески души –
Голубым и лиловым отсвечивают...
Пять столетий промчалось над шаром земным,
Но сует суета вездесущая.
Прозорливого Рериха вещие сны облеклись в цветовые созвучия.
Как бушующим пламенем твердь обожгло!
(Апокалипсис - это не бредни).
По заслугам за всё совершенное зло
Воздаёт уже Ангел последний.
Но проник сквозь багрец очищающий свет,-
Горизонт озаряют зарницы.
Разделенные сотнями огненных лет
Справедливость воспели провидцы.

О.Ауновская
Урикова Н.В.
http://www.omen-center.ru/photo/8-0-112

"Не страх перед Богом,является началом мудрости,но познание себя,которое есть сама мудрость" Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2333
Настроение: стремлюсь к совершенствованию
Зарегистрирован: 07.05.09
Откуда: Россия, Киров
Репутация: 2

Замечания: :medal15:
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.01.12 16:26. Заголовок: "Гуру Камбала "





"Гуру Камбала "


* Н.К. Рерих в книге “Алтай—Гималаи” в главе
“Пир—Панджал. Знамена Востока” пишет: “...еще два трогательных облика не
должны быть забыты. Основатель так называемого манихейства Мани, в III
веке распятый на воротах города в Персии за синтез учений и за идею
общины. Другой — гуру Камбала, отдавший голову свою, как символ
преданности и служения. И Камбала, и белые кони, в сущности, тоже входят
в “Знамена Востока”.
Легенда говорит, что в бою с врагами гуру
Камбала должен был бы погибнуть, т.к. меч нападавшего отсек ему голову.
Но внутренний человек — а именно он и сражался — словно и не заметил
потери физической головы. Учитель- воин в пылу битвы просто схватил с
земли свою отсеченную голову, поднял меч, бросился на врага и победил.

Из года — в год,
из жизни — в жизнь,
из круга — в Круг
мой зреет дух
как яблоко, налитое Огнем,
на древнем Древе Испытаний.
Я — Человек!

Если меня с ног собьют,
я буду ползти. Но бороться.
А если меня вдруг убьют,
я призраком стану. Но буду бороться.
А если в него не поверят,
я вновь человеком на Землю вернусь
и буду бороться под Знаменем Света —
Единого Сердца Великих Семи Сыновей Урусвати.

Из круга — в Круг,
из жизни — в жизнь,
из года — в год
учусь бесстрашью
в битве небывалой,
бессмертию учусь,
достойно принимая смерть
на бесконечном Колесе Рождений.
Я — Воин!
(Л. Дмитриева)

РАДОСТЬ ЕСТЬ ОСОБАЯ МУДРОСТЬ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 2282
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.12 17:35. Заголовок: С.Н. Рерих. Гепанг. 1938



С.Н. Рерих. Гепанг. 1938

Величественно стоят Гималаи, к небесам устремлены горные вершины... Бесчисленны благородные души, обретшие свои лучшие вдохновения под сенью этих вознесенных пиков и несущие их вниз мятущемуся человечеству... (С.Н. Рерих)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 2776
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.08.12 20:56. Заголовок: Н. Рерих Путь на Кайлас



Н. Рерих Путь на Кайлас

На картине «Путь на Кайлас» (1932) изображены паломники, идущие на священную гору Кайлас. Здесь мы также видим типичные для Тибета надписи на скалах — «Агни» и «Майтрейя». Кайлас является самым популярным местом паломничества, это священная гора не только для тибетцев, но и для индусов, так как считается троном Шивы. Гора Кайлас связана со многими святыми, например с Миларепой (XI – XII вв.) — философом и поэтом, жившим в одной из пещер, и с другими созерцателями и подвижниками. Существует предание, что великие мудрецы, такие как Лао-Цзы и Конфуций, на склоне своих лет, перед тем как уйти из жизни, отправлялись на Кайлас.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 2835
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.09.12 14:59. Заголовок: Явление срока (Гора Ленина)




Николай Рерих. Явление срока (Гора Ленина). 1927

В Урумчи Рерих пишет картину о Ленине. Она необычна по замыслу. Это голова мудреца, увенчанная воинским шлемом. Таким Рериху видится образ русского Махатмы, попытавшеюся претворить в жить "величайшее учение в мире - учение об Общине". Название картины- "Явление срока" - как бы проясняет ее сокровенный смысл. Старый век: кончился. Наступил срок исполнения духовных заветов будущего. Эту картину Рерих преподнесет в дар советскому правительству во время своего пребывания в Москве.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 2980
Зарегистрирован: 01.02.10
Откуда: Россия
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.10.12 10:06. Заголовок: Властитель ночи




Картина и стихотворение «Властитель ночи» были написаны Николаем Константиновичем в Карелии в 1918 году. В них он показал всю историю Общения Елены Ивановны с Учителем. Первые Указы, как правило, приходили по ночам, во сне, этим и объясняется название.
"Должен Он прийти - Властитель ночи. И невозможно спать в юрте на мягких шкурах. Встаёт Дакша, и встают девушки. И засвечивают огонь. Ах, томительно ждать. И мы Его призовём. Вызовем. Огонь желтый и юрта золотая. И блестит медь. Начинается колдовство. Пусть войдёт Он, желанный. Придёт ведунья. И зажжет травы. И вспыхнет зеленый огонь. Надежды! И ожидания. Но молчат тени и нейдёт Он. Ах, бессильны добрые слова. Пусть войдет та, злая. И бросит красные травы. И заволочет туманом стены. И вызовет образы. И духи возникнут. Кружитесь и летите в пляске. И обнажитесь, откройтесь. И мы удержим образы возникшие. И сильнее образы и багровее пламя. Ах, приди и останься. И притянулась и обняла пустое пространство. Не помогло красное пламя. И вы все уймитесь. И войдите. И оставьте меня. Здесь душно. Пусть тухнет огонь. Поднимите намет. Допустите воздух. И вошла ночь. И открыли намет. И вот она стоит на коленях. Ушел приказ. Ушло вдохновение. И тогда пришел Он, властитель. Отступила Дакша. Замирая. И опустилась. Он уже здесь. Всё стало просто. Ах, как проста ночь. И проста звезда утра. И дал Он власть. Дал силу. И ушел. Растаял. Всё просто"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 18688
Настроение: совершенствоваться
Зарегистрирован: 12.04.08
Откуда: Россия
Репутация: 4

Награды: :medal15::medal03::medal10:
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.10.12 10:18. Заголовок: Интересное описание!..


Интересное описание!

"Не страх перед Богом,является началом мудрости,но познание себя,которое есть сама мудрость" Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 2921
Настроение: стремлюсь к совершенствованию
Зарегистрирован: 07.05.09
Откуда: Россия, Киров
Репутация: 2

Замечания: :medal15:
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.12.12 16:57. Заголовок: " Сокровище ангелов " Н.К.Рерих 1905 г.





Н.К.Рерих. Сокровище ангелов.1905. Константиновский дворец. Россия. Санкт-Петербург. Холст, масло, темпера. 315 х 366 см


1

В канун русского Рождества, праздника добрых ангелов, 4 января 1909 года в Петербурге открылся вернисаж «Салона». Выставка проходила в помещениях Первого Кадетского корпуса — Меншиковском дворце. Там была выставлена картина Н.К. Рериха «Сокровище Ангелов». Сам художник назвал ее «частью эскиза стенописи усыпальницы». Поговаривали, что будет и вторая половина эскиза. Это похоже на истину, на обрывчатом крае в левом углу панно — усеченная фигура ангела. Еще один охранитель Сокровища.

Картина написана Рерихом в 1905 году (начата в 1904м). Однако понадобилось около четырех лет раздумий, чтобы она предстала на суд отечественного зрителя. Мелькнули, конечно, отзывы в «Золотом Руне», как только высохло на холсте масло. Репортажи из мастерской Рериха в Академии художеств. И тем не менее, публичное представление картины в России состоялось много позже. Заграница — отдельная история. Почему так? Что же это за работа, окутанная неизвестностью и молвой...

Быть может, на ней и правда обозначилась какая то тайна... «Художник, не знаю почему, позже уничтожил эту картину», — писал известный критик Сергей Маковский1 в 1918 году. (Рерих обещал Тенишевой разрезать «Ангелов» на части — в письме от 2 апреля 1905 го). Еще один художественный гений Алексей Ремизов, восхищенный «Сокровищем Ангелов», настойчиво поминает о распростертых(!) белых(!) крыльях великого стража. И тот и другой ошиблись?! Быть может, случилось невероятное и был нарисован новый вариант картины. Существовал же самый первый эскиз «Архангел», который приобрела в свою коллекцию княгиня Мария Тенишева. Все три, возможно, составляли нераздельную троицу «Ангелов». Кто знает...

Невзирая на догадки, истории известно только единственное полновесное творение Рериха, тенишевский эскиз не в счет. Оно появилось на выставке в числе других 44 х произведений художника, занимавших целиком одну из «комнат Меншикова». «Салон» прогремел на весь Петербург и в течение всего 1909 го, и даже 1910 года, отзвучал далеко за пределами российской столицы. Волна художественного интереса прокатилась по провинции. Открывались отдельные передвижные выставки. Успех был закономерный. Устроитель «Салона» Сергей Маковский смог привлечь в него, помимо Рериха, блистательных художников — Серова, Сомова, Головина, Добужинского, Бенуа, Лансере, Бакста. Газеты наперебой освещали ход выставки, называя ее «бесспорно самой значительной и красивой выставкой сезона».2

Картина «Сокровище Ангелов» поражала своей огромностью. Размер холста — 3,3 на 3,6 метра. Ни панно, ни картина — под стать росписи или мозаике храма. Потом так и оказалось — роспись усыпальницы для храма в Талашкино. И по сути своей она ангелична. Первое впечатление, быстрый взгляд — сильный свет. Множества нимбов сияют как солнца. Можно насчитать не меньше 108 золотых ободов. Разве только у Андрея Рублева встретишь легионы святости. Но то церковные фрески, другое дело — живопись. Этим светом залиты расплавленно аквамариновые склоны холмов. На них безликие ангелы воины с копьями в руках стерегут Сокровище мира. За их спинами, вверху, еще большее число незримых крылатых защитников. Они строем выходят из ворот неземного града — райского Кремля или небесного Иерусалима. В окнах, за каждым зубцом стен — нимбы и нимбы... Внизу, на переднем плане — три главных святыни. Огромный камень, верховный ангел и древо жизни.

На черном камне, почти в человеческий или, точнее, в ангельский рост, начертаны священные знаки. В них заключена тайна бытия. Ангел с опущенными темными крыльями, с грозовыми очами, грозными и беспощадными, охраняет этот камень. В его правой руке копье, нацеленное вверх, в любой момент готовое к бою. В левой — длинный узкий щит, доходящий до сердца; нижним концом он упирается в ногу, сливается с ней воедино. Руками и ногами ангельскими — такова формула творящего таинства. Позже Рерих утвердил другую — «Руками и ногами человеческими». Вкруг камня и ангела растет сад деревьев. Узорная крона райских растений. Она кольцом обвивает Охраняющего Сокровище. На главном, наибольшем дереве — сирины, птицы с женскими лицами. Они молчаливо вещуют, внемлют тайне камня.

«Сокровище Ангелов» оказалось в достойном окружении рериховских полотен. В «Салоне» были выставлены: «Древняя жизнь», «Бой» (кстати, приобретенный Третьяковской галереей в Москве); поэтические композиции на сюжеты Метерлинка «Принцесса Мален», «Слепые»; эскизы декораций к «Валькирии», «Снегурочке», к мистерии «Три волхва». Но именно «Ангелы» Рериха стали «красивейшей религиозной декорацией» на выставке. Вокруг картины разгорелись жаркие споры. Сыпались упреки Академии художеств и Музею Александра III, что «они не купили большой религиозной декорации Рериха», ибо «она более достойна поступить в национальное хранилище, нежели подавляющее большинство того, что там красуется».3

Широко популярный журнал «Огонёк» тоже остановил выбор на «Сокровище Ангелов», воспроизведя панно на своих страницах. Неповторимое своеобразие — главный аргумент издателей и критиков. Редакция пригласила Рериха оставить пояснительный автограф к его картине. «Общее содержание моего эскиза для стенописи усыпальницы “Сокровище Ангелов”: ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло, — символы чего начертаны на камне». 4 Несколько сдержанных, ограненных слов мастера. В этой сдержанности великие чары Рериха.

2

Когда нет пророков в своем отечестве, их приходится искать в чужом. В том, что картина Рериха не попала прямо с выставки «Салона» в национальные запасники, большой беды нет. В Серебряный век так много рассыпано было сокровищ искусства, что главное «Сокровище» могли и не заметить. Ведь не даром же три года картина в России не выставлялась вообще. На первой заграничной выставке художника в Праге, в конце 1905 года, для этой картины не нашлось подходящего места. Слишком велика оказалась по размеру. Но по каталогам столица Чехии считается местом ее первого экспонирования. Зато попал в экспозицию «Архангел» (1904).Он стал именоваться эскизом к «Сокровищу Ангелов».

Большой друг Рериха, тогда начинающий журналист и драматург, Милош Мартен написал художнику из Праги. Что называется, по свежим впечатлениям. «Эскиз к “Сокровищу Ангелов” заставил размышлять о странном мистицизме вашего племени, выраженном Вами с такой редкой силой». 5 Даже ближайшие из братьев славян с трудом понимали русскую душу. Свои мысли о выставке Мартен изложил в журнале «Дило» (1906). В прессе появились и другие статьи. Пражские журналы вели соперничество, кто первый поместит репродукцию «Архангела». Оказалось, иллюстрированный альманах «Вольне Смери» (1906, № 3).

Эскиз «Архангел» достался княгине М.К. Тенишевой. Собственно, весь сюжет с «Сокровищем» и предназначался для ее храма Духа Святого в Талашкино. Княгиня начала строить церковь в своем имении еще в 1900 году. (Первоначально новая церковь закладывалась под именем Преображения Господня). В 1903 году умер муж Тенишевой, и она, видимо, принялась обустраивать усыпальницу. Именно тогда завязывается ее дружба с Рерихом. Одновременно появляются сюжеты для стенописи и создается эскиз — так называл его художник — «Сокровище Ангелов». По крайней мере, в каталоге осенней выставки Рериха в Сан Франциско (1921) работа заявлена как «проект настенной росписи для церкви княгини Тенишевой».6 Неизвестно, когда именно художник соединил своих «Ангелов» с Талашкино. В один из своих летних приездов, в августе 1904 года, он писал жене из тенишевского имения: «В церкви будет райский сад с архангелами». 7

С Тенишевой связывает Рериха не просто дружба. Она — ангел хранитель художника. Ей нравятся его необычные, загадочные картины. Даже немножко ревнует и завидует братьям Голубевым, по их заказу Рерих писал эскизы мозаик и росписей для церкви в селе Пархомовка. Тенишева помогает своему кумиру в устройстве парижских выставок. В 1906 году проходит осенний «Салон» в Париже, где Рерих принимает участие. Но «“Идолы” и “Сокровище Ангелов” Дягилев забраковал». 8 А через год, 4 декабря 1907 го, открывается в галерее на рю Комартен выставка современного русского искусства. Ее окрестили «Тенишевской». Как писали газеты, «наибольший успех выпал на долю Н.К. Рериха, которому посвятил специальную статью Д.Рош, а Национальная Академия в Реймсе избрала Н.К. своим членом».9 По всеобщему признанию, самыми популярными стали картины «Славяне», «Змей Горыныч», «Пещное действо» и «Сокровище Ангелов». Здесь же, в Париже, выставлялась пастель «Ангелы у престола» (1907) с золотисто желтым фоном. Прямо с выставки его купила княгиня Тенишева за 450 франков.

Удивительным образом картина Рериха связана с Альбионом. Туманный и мистический Лондон — город, где «Сокровище» предстало перед европейской публикой. Эта особенная, тайная связь обусловлена Камнем. Британские острова некогда приняли Святой Грааль. Древние кельты владели Камнем Фал, посланным мудрецом Мориа из Фалиаса. Им был коронован ирландский король.

Вернисаж состоялся в первых числах июля 1908 года в Альберт холле. К открытию своей лондонской выставки Рерих специально готовился (вместе с ним участвовали Билибин и Тенишева, в области прикладного искусства). Он написал пояснительную легенду к эскизу большой настенной фрески «Сокровище Ангелов». Это самое полное ее описание, причем не чья нибудь, а рериховская поэтическая интерпретация. Такое вдвойне ценно. Легенда была опубликована в русской столичной газете «Слово». «За двенадцатым небом стоят города ангельские, чистые. Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными. За стенами, по широкой долине в трубы трубят. Всё спокойно, и добро, и зло. За долиною, за горбатым холмом, за древами бытия лежит сокровище ангелов. Самоцветный камень. В нем добро и зло. Краеугольный камень. На нем мир стоит. Вся земная твердь на камень опирается. Бытие всё на камне узорами начертано. Пуще всего хранят камень архангелы. Архистратиг сам у камня дозор ведет. От усталости не помнит себя, а все сторожит. Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего. Непутевый не разбил бы их сокровище. Как бы врозь не пошло и добро, и зло. Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища камня — разлетятся ангелы. Всем конец придет».10

Время совершило свой неумолимый оборот, и через 12 лет «Сокровище» снова вернулось в Лондон. После окаянных дней революции и гражданской войны русская эмиграция приветствовала воскрешенного художника. Британскую публику, ее новое поколение искусство Рериха все так же влекло к «великой Тайне». Об этом свидетельствовал знаменитый художник Анри Каро Дельвэй. Персональная выставка Рериха открылась 29 апреля 1920 года в лондонской галерее Гупила. Свою выставку мастер назвал «Очарования России». И вправду, очарования было предостаточно. Картины «Зов Солнца», «Варяжское море», «Св. Борис и Св. Глеб», «Ангел последний», «Град обреченный» — всего 198 полотен. И в самом центре огромное панно — «Сокровище Ангелов», с которого грозно взирали Небесные стражи, берегущие Священный Камень. Выставку освещали известные в зарубежье журналисты и издатели — А.В. Руманов, П.Н. Милюков, А.А. Койранский. Последний из них, сам художник и художественный критик, писал о Рерихе: «Он знает, что источники духа России охраняются незримыми легионами, и его пророческий взгляд проникает в глубины, где несказанные сокровища сияют в темноте. Он знает, что наступит день, когда Хранители Сокровищ раскроют их миру и принесут свет и жизнь вечную». 11

В этом же году художественное собрание Рериха переместилось за океан, в Соединенные Штаты. «Сокровище» начало свое путешествие по американским городам. Первая выставка открылась в Нью Йорке, в Кингор галерее, 18 декабря 1920 года. На открытии присутствовал индийский поэт Рабиндранат Тагор. Затем последовали выставки в Бостоне и Чикаго (май 1921), в Сан Франциско (сентябрь 1921), в Денвере (декабрь 1921), в Канзас Сити (февраль 1922). Повсюду в каталогах первым в списке значилось «Сокровище Ангелов». Его стоимость, объявленная в прайс листах (по окончании выставочного турне состоялась распродажа), оказалась одной из наиболее высоких — 4,5 тысячи долларов. Цена немалая по тем временам. Вошла в пятерку самых дорогих. Чуть выше стоили только еще несколько картин из двухсот — «Языческая Русь», «Зов Солнца», «Варяжское море» и «Сыны Неба». Однако вряд ли этот шедевр можно оценивать даже в золотой валюте. В каталоге московской выставки «Мира искусства» (1911) свое «Сокровище» Рерих сопроводил словами:

«За пределами Бытия лежит Камень, в нем добро и зло, вся земная твердь на Камень опирается». 12

3

Идея камня занимает центральное место в картине. Как справедливо подметил Максимилиан Волошин, камень — символ Рериха. «Сокровище Ангелов» — это Сокровище камня.

Извечная истина — трудно подступиться к сокровищу. У Рериха она не нова, совершенно естественна, вызвана детским притяжением к камням. В имении родителей в Изваре он вырастает в окружении суровой, каменистой природы. Там начинаются первые археологические опыты. Раскопки разбросанных на полях и в лесах курганов, составленных из внушительных камней галек. Положено начало коллекции «Каменный век». Скребки с маслянистым отливом, наконечники стрел и массивные каменные топоры. Этой коллекцией Рерих очень дорожил. Будучи уже в эмиграции, он просил своего брата в Петрограде вызволить «Каменный век» и переправить ему за границу.

Юный Рерих записывает народные сказы о земных камнях, живущих колдовской жизнью. Собирает предания о поклонении Камню Кресту. Среди них: «Братство Святого леса» и «Копытный камень». Он повсюду находит камни, по виду крестообразные, с чашевидными углублениями, с надписями и орнаментом. Древние символы на камнях часто связаны с прославлением Иисуса Христа.

Рерих является непосредственным продолжателем «каменного века». Его творческий рост как художника и как личности связан исключительно с естеством камня. «Каменный и глыбистый Рерих».13 Он — стяжатель духа курганных каменьев. «Сокровище Ангелов» — начальная буква в художественных письменах Рериха, насчитывающих десятки и десятки полотен. Альфа и омега «каменной летописи».

Наделенные смыслами камни были и до «Сокровища Ангелов», и после него. Вспомним хотя бы «Тропу прямоезжую» (1912). Одинокий путник стоит у придорожного камня, манящего неясным рисунком. Изображение сковывает его священным трепетом. Потом были на холстах северные валуны, поросшие мхом и лишайником, алтайские «бабы» и монгольские менгиры. Удивительные каменные формы запечатаны на картинах. Придорожные камни с годами перерастают в суровые скалы Карелии и горные громады Гималаев. Неприступные гималайские пики — выражение абсолютного духа. Для Рериха дух распростерт повсюду — от малых камней до величайших гор.

Апофеоз камня в творчестве Рериха это картина «Сокровище мира — Чинтамани» (1924). Картина, написанная в Сиккиме, через десятилетие повторялась снова и снова. Ларец с камнем Чинтамани везет по скалистым уступам Конь счастья. Седло окружено сиянием. Камень, упавший со звезд Ориона и принесенный духами воздуха в дар земным Владыкам. Осколок древних символов и частица Дальних миров. Камень дышит огнем, он управляет стихиями и народами. Камень — подлинное Сокровище мира.

И все же, в чем тайна камня на картине «Сокровище Ангелов»? Что заключает в себе эта глыба, перевесившая на чаше весов всех ангелов, всё вместе взятое поднебесное воинство...

Синие и зеленые светы пылают на черном камне. Лучится подобие узорчатого распятия. Витиеватый орнамент, замысловатое сплетение виноградной лозы. От этой лозы — вино жизни. Вспыхивает сапфирным блеском нимб Христа. Стилизованное распятие и ясно обозначенное древо креста. Будто это уже не распятый Иисус, а воспарившая птица. Последняя телесная судорога, переходящая в духовный порыв. Сверкающая Птица Христос. Не случайно на райском дереве — сирины, птицы с ликом девы. Не случайно на щите ангела — изображение голубя, устремленного, подобно Иисусу, вверх. Три святыни — три птицы. Символ Святого Духа. Это и есть тот единственный дар, что оставил нам Сын Божий. Сокровище Духа Святого, неусыпно охраняемое ангелами.

Камень движет судьбой картины. У «Сокровища Ангелов» она необыкновенна и драматична. Мы знаем ее прошлое и не ведаем будущего. Но все таки твердо верим, что будущее направляется силой, заключенной в картине. Огромное полотно было вывезено на выставку в Мальмё весной 1914 года и, возможно, из за войны так и не вернулось в Россию. Годы странствий, эмиграция, и повсюду с Рерихом его «Ангелы». Швеция, Дания, Англия и затем Соединенные Штаты. Наконец, картина водворилась в собственном Музее художника в Нью Йорке. Это произошло вскоре после официального открытия Музея в ноябре 1923 года. Сотрудники готовили постоянную экспозицию. И некоторые из них впервые увидели рериховское полотно. «Сегодня развернули “Сокровище Ангелов”. Мы были глубоко потрясены красотой и значением этой картины. Мы ее сегодня же повесили или, вернее, поставили к стене». 14

В начале 30 х картина находилась в 29 этажном небоскребе, новом здании, названном Домом Учителя. На одной из старых фотографий интерьер Музея. У нижней лестницы, ведущей в выставочные залы, стоит Николай Рерих. За его спиной — «Сокровище Ангелов» напутствует приходящих. По замыслу на музейной стенке должны были красоваться буддийские ступы. Таков первоначальный архитектурный проект. Но что то не сложилось, и Будда уступил место Архангелу Михаилу. После разорения Музея в 1936 м картина, вместе с остальным имуществом, оказалась в руках финансиста Хорша. От владеющих она перешла к обладателям.

Долгие десятилетия «Сокровище» пролежало под спудом. Его извлек из небытия американский коллекционер Александр Левин. Когда «Ангелов» достали из подвала Брандайс университета и развернули тугой рулон холста, намотанного на длинную палку, посыпалась сухая краска. Некоторые части картины были покрыты плесенью, некоторые зияли белизной грунта. Но все же из под сизых наплывов плесени сверкнуло «Сокровище Ангелов». Вскоре чудесная драгоценность была реставрирована и выставлена на аукцион Сотби. В том же необъяснимом Лондоне в 1998 году. Новыми владельцами картины стали музыканты Мстислав Ростропович и Галина Вишневская.

По рождению «Сокровище Ангелов» имело законную хозяйку. Оно принадлежало Елене Рерих, жене художника. Факт отражен в каталогах у Гидони и Эрнста. С 1905 года картина находилась в ее личной собственности. Явление закономерное. Все лучшее всегда приносится к стопам женщины, вдохновительницы и ведущей. Восприняв дары, она выводит творца на дальние горизонты. В Индии, вскоре после того как была написана упомянутая картина «Сокровище мира — Чинтамани», Елена Рерих записала в свой дневник, 21 февраля 1925: «Вернемся к несению камней и на каждом начертаем символ креста».15 Это не сиккимские бдения. История с камнем становится философской, тайной доктриной.

Санкт Петербург, 1998 год

1.Маковский С.К. Силуэты русских художников. Прага, 1922.
2.Бенуа Александр. Музейные приобретения. — Речь. 1909. 21 янв. / 3 февр. № 20.
3.Бенуа Александр. Рерих на выставке «Салона». — Речь. 1909. 28 янв. / 10 февр. № 27.
4.Огонёк. 1909. № 13. С. 171.
5.Мартен Милош. Письмо Н.К. Рериху, 18.12.1905. — ОР ГТГ (Москва). Ф. 44, оп. 1, д. 978.
6.Catalogue Nicholas Roerich Exhibition. San Francisco Museum of Art. Sept. 9 — Oct. 15, 1921.
7.Рерих Н.К. Письмо Е.И. Рерих, [4.8.1904]. — ОР ГТГ. Ф. 44, оп. 1, д. 438.
8.Тенишева М.К. Письмо Н.К. Рериху, 1.10.1906. — ОР ГТГ. Ф. 44, оп. 1, д. 1370.
9.Хроника литературы, искусства и науки. — Русь. 1907. 15 / 28 декабря. № 336.
10.Рерих Н. Сокровище Ангелов. — Слово. 1908. 17 / 30 июля. № 511.
11.Koiransky A. «Spells» of Russia. — The New Russia. May 6, 1920. P. 13.
12.Каталог выставки «Мир Искусства». М., 1911. С. 17.
13.Волошин Максимилиан. Архаизм в русской живописи (Рерих, Богаевский и Бакст) // Аполлон. 1909. № 1. С. 43.
14.Лихтман М.М. Письмо Н.К. и Е.И.Рерих. 1.2.1924. — Музей Н.Рериха (Нью Йорк).
15.Рерих Е.И. Дневник. 1924825. — Amherst Centre for Russian Culture. Note book, 20.

Источник: http://gallery.facets.ru/show.php?id=787
Метки:Н.Рерих. Искусство. Рождество.


РАДОСТЬ ЕСТЬ ОСОБАЯ МУДРОСТЬ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 19689
Настроение: совершенствоваться
Зарегистрирован: 12.04.08
Откуда: Россия
Репутация: 4

Награды: :medal15::medal03::medal10:
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.12.12 17:37. Заголовок: Замечательный матери..


Замечательный материал и сама идея очень интересна о таинственном сокровище-камне.

"Не страх перед Богом,является началом мудрости,но познание себя,которое есть сама мудрость" Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 106 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All [только новые]
Ответ:
         
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 7
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет




Agni-Yoga Top Sites Новости Рериховского Движения


Нравится