On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
В качестве логотипа использована картина Н.К.Рериха "Камень несущая" 1933г

«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберём все определения Культуры, мы найдём синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты».Н.К.Рерих



Главное предательство знать Учение и не применять его. Хула на Учение хуже смерти духа, ибо тем самым человек исключает себя из сотрудничества и обрекает себя на Сатурн.




АвторСообщение
администратор




Сообщение: 18306
Настроение: совершенствоваться
Зарегистрирован: 12.04.08
Откуда: Россия
Репутация: 4

Награды: :medal15::medal03::medal10:
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.12 20:30. Заголовок: Йога




 цитата:
От кого: Юрий Рерих

ЙОГА (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)


ЙОГА

Йога (санскр. – связь, единение и связывание) – система древнеиндийской философии. Обычно йога считается одной из шести ортодоксальных систем древнеиндийской философии. Однако по существу она есть практическое применение системы Санкхарья для достижения психического и физического самоподчинения. Традиционно под йогой понимают систему философа Патанджали (около 1 в. до или после н.э.), изложенную в "Йога сутрах" (русский перевод 1911 г.). Патанджали скорее систематизатор, чем творец йоги, так как и до него существовали йогические сочинения. Необходимо различать философскую систему йоги от пути и методов йоги, являющихся частью многих других религиозно-философских систем.

Цель йоги как философской системы – освобождение духа из потока миропроявления (самсары) и пут Кармы, вынуждающих Атмана (дух, абсолютный субъект) без конца перевоплощаться. Цель и смысл освобождения разными течениями понимаются различно: начиная от абсолютного покоя с полным угасанием самосознания и сознания вообще (нирвана ранних буддистов) до приобщения индивидуального духа (дживы) к Абсолюту. В этом смысле йога есть связь, единение. Патанджали понимал освобождение как полное обособление индивидуума от мира, разобщение субъектов и объектов, замкнутость в себе. Из множества различных частных йог принято выделять четыре основных течения: джнана, раджа, бхакти и карма-йоги.

Джнана-йога основным методом освобождения признает познание сущности миропроявления как иллюзорного (веданта) или реального (санкхья) причиноследственного потока, с которым Атман мнит себя связанным вследствие незнания (авидья). Как только незнание разрушено, Атман осознает себя свободным.

Раджа (царственная) йога, опираясь на теорию джнаны, разрабатывает систему психического и физического овладения собой с целью оторваться от внешнего мира. Эту систему разработал Патанджали в своей восьмиступенчатой йоге, которую он определяет как "удержание материи мысли от завихрений". На первых 2-х ступенях (яма, нияма) упражняется в сдержанном поведении (безгневность, невреждение, правдивость и пр.), в соблюдении обетов. Следующие три ступени (асана, пранаяма, пратьяхара) касаются психофизических упражнений: на ступени "асана" (осанка, положение) занимаются статической гимнастикой в напряженных положениях, способствующей сознательному владению определенными участками тела, укреплению функций органов и пр.; вырабатываются основные медитационные позы ("лотос" и пр.), без четкой обработки которых нельзя приступать к упражнениям в дыхании (пранаяма), овладение которыми является одним из непременных требований йоги.

Йога считает необходимым уметь направлять прану в те или иные области тела. Пранаяма требует овладения ритмом дыхания с правильным чередованием длительности выдоха (с которого начинают пранаяму), вдоха и одной или двух задержек между этими фазами; они комбинируются различно по чередованию и длительности в зависимости от частных целей. Наиболее простой и безопасный вид пранаямы – уджджайя: чередование равно длящихся вдохов и выдохов, которые производятся возможно плавней и полней, но без насилия, что требует знания техники и понимания физиологии дыхания, без чего пранаяма вместо пользы может принести большой вред.

Пратьядхара состоит в отвлечении чувств от их предметов, без чего не может быть сосредоточения. Психофизические упражнения, весьма сложные и разнообразные, иногда выделяются в низшую школу йоги под названием хатха-йога.

Три высшие ступени йоги – психические, называемые самъямой (собранность), это: дхарана (удержание), дхьяна (размышление) и самадхи (самоуглубление). Они различаются по степени и длительности самоуглубления: самадхи требует полноты самопогруженности с утратой всех внешних восприятий. Различается ряд ступеней самадхи с повышающимся отрывом от всего внешнего, что и знаменует достижение освобождения. "Великое самоуглубление" (маха самадхи) кончается физической смертью.

Бхакти-йога путем освобождения считает безраздельную преданность "Высшему", понимание которого постепенно расширяется вплоть до полного растворения в нем самосознания. Бхакти-йога тесно связана с карма-йогой, учащей бескорыстной деятельности в обществе и полному отказу от пользования плодами этой деятельности. Наиболее ярко бхакти-йога и карма-йога изложены в Бхагавадгите (русский перевод 1956 года, 2-е издание 1960 г.).

Практика йоги, имеющая многовековой опыт, широко распространена в Индии и по сей день. Однако рациональные психофизиологические моменты йоги были извращены религиозно-мистическими учениями. В этих учениях психофизическая дисциплина йоги рассматривается как средство достижения внутреннего состояния, при котором душа освобождается от своих телесных оков и возвращается в свое божественное лоно.

Современная буржуазная идеалистическая философия использует религиозно-идеалистическую направленность философских основ йоги для обоснования мистических систем, проповедующих слияние с Абсолютом, и т.д.

Ю.Рерих



"Не страх перед Богом,является началом мудрости,но познание себя,которое есть сама мудрость" Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 136 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 All [только новые]


администратор




Сообщение: 30553
Настроение: совершенствоваться
Зарегистрирован: 12.04.08
Откуда: Россия
Репутация: 4

Награды: :medal15::medal03::medal10:
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.07.15 06:43. Заголовок: энигма пишет: Если ..


энигма пишет:

 цитата:
Если мы в состоянии наблюдать за тем, что делают наше
тело и ум, это означает, что наша сущность превосходит тело
и ум

энигма пишет:

 цитата:
Главная цель йоги состоит в том, чтобы раскрывать
вас
и учить вас осознавать свои более глубокие аспекты.



"Не страх перед Богом,является началом мудрости,но познание себя,которое есть сама мудрость" Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 5770
Настроение: стремлюсь к совершенствованию
Зарегистрирован: 07.05.09
Откуда: Россия, Киров
Репутация: 4

Замечания: :medal15:
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.15 12:55. Заголовок: Продолжаю изучение к..


Продолжаю изучение книг Свами Сарасвати Сатьянанды - гуру моего непосредственного учителя йоги. Помещаю очень важный отрывок из его книги.


 цитата:




«Йога – это единение и гармония мысли, слова и дела или
единство головы, сердца и рук».

Свами Шивананда.


До сих пор в этой книге мы занимались, главным образом,
описанием основных правил асан, пранаямы и техник рас
слабления, хотя в йоге существует и много других разнооб
разных аспектов. Мы выбрали такой порядок изложения для
того, чтобы дать вам возможность с самого начала приступить
к практике йоги. Этот раздел открывает новую серию обсуж
дений, цель которых – объяснить, что представляет собой йо
га в целом – какое отношение она имеет к вам, к повседнев
ной жизни, каковы ее структура и различные пути, и как эти
пути взаимосвязаны друг с другом, позволяя достигать вер
шины йоги (1).
В действительности, невозможно по настоящему понять
цели йоги, по крайней мере, ее высшие цели, не имея лично
го опыта. Все, что мы можем сделать, – это приблизительно
указать если не конечную цель йоги, то хотя бы направление,
в котором она может вас вести. Так, например, можно проло
жить по карте маршрут к определенному городу и даже опи
сать окружающую местность, но никто другой не сможет пе
режить путешествие или познакомиться с городом за вас. Вы
должны сделать это сами. Так же обстоит дело и с йогой: мы
можем указать путь, его вехи, и честно попытаться объяснить
его высшие цели, но для того, чтобы приобрести опыт, вы
должны пройти по этому пути сами. И в этом суть йоги – ни
описаний, ни теорий, ни предположений – только личный
опыт. Определение
Йогу обычно определяют как единение: единение ограни
ченного «я» (джива) и космического Я (атман). Не пытаясь
еще более усложнять вопрос, мы хотели бы указать, что в этом
определении есть определенная непоследовательность. Ибо
для того, чтобы существовала цель или задача соединения,
сначала должно быть состояние разделения. Но в действи
тельности такого разделения не существует. В этот самый мо
мент вы едины с космическим сознанием. И даже это выска
зывание неверно, ибо на самом деле вы и есть космическое
сознание. Так что цель йоги состоит вовсе не в том, чтобы со
единять вас с чем бы то ни было, поскольку вы уже едины.
Она сводится к тому, чтобы позволить вам осознать свою тож
дественность с божественным Я, познать свою существующую
внутреннюю природу и настроиться с ней в лад. Йога получи
ла такое название (а именно, единение) потому, что ее рас
сматривают и определяют с точки зрения нормальной повсед
невной жизни, где каждый человек чувствует свою отдель
ность от более высокого бытия или не понимает возможность
более высокого бытия. Иными словами, йога воспринимается
как единение с точки зрения личности. На более высоком
уровне осознания не существует никакого разделения или раз
личия между так называемым индивидом и сознанием. Имен
но наш низкий уровень осознания затемняет вопрос и не дает
нам осознать эту тождественность. Есть одна красивая индий
ская история, которую часто цитируют в качестве иллюстра
ции этого положения. В ней говорится о нескольких слепцах,
которые пытались описать большого слона, ощупывая разные
части его тела. Мы видим разделение; мы воспринимаемся себя от
дельными от окружающей среды и других людей, поскольку
на самом деле мы подобны слепцам, не имея реального пред
ставления или знания о самих себе и своём окружении.
В целом, можно сказать, что на самом деле йога – это не
соединение. Фактически, это осознание уже существующего
единства. Это вершина йоги. В то же время, йога, как ее обыч
но воспринимают и понимают, представляет собой метод или
путь, который человек избирает для достижения реализации
йоги – осознания своей подлинной сущности. Таким обра
зом, йога имеет двойной смысл; он включает в себя как метод,
так и его конечную цель. Кроме того, смысл йоги можно обо
значить словами «единство» и «тождество»; ибо практика йо
ги нацелена на искоренение эго, представляющее собой тот
аспект нашей индивидуальности, который усиливает чувство
нашей отделенности от окружающего мира. Выйдя за пределы
эго, человек становится самим собой и осознает свою настоя
щую внутреннюю природу.
Определение йоги, которое мы только что дали, является
чисто духовным. Есть много других определений, которые
применимы ко всем уровням бытия и осознания. Например,
на физическом уровне, большинство людей имеют тело, кото
рое постоянно пребывает в состоянии разлада. Различные ор
ганы, нервы и мышцы больше не работают согласованно, по
могая друг другу. Вместо этого они нередко создают взаим
ные помехи, действуя в прямо противоположных направле
ниях. Например, появляются сбои в работе эндокринной сис
темы; снижается эффективность нервной системы, в резуль
тате чего в той или иной форме проявляется заболевание. Йо

га направлена на совершенное согласование всех этих различ
ных функций, чтобы они работали для общего блага организ
ма. Так что можно сказать, что еще одно определение йоги 
это физическая гармония и здоровье.
Многие люди страдают от умственных расстройств в форме
конфликтов, неврозов, фобий и т.д., которые делают их не
счастными и подавленными. Йога призвана сглаживать и уст
ранять все психологические проблемы – крупные и мелкие,
очевидные и едва заметные. Поэтому йогу также можно опре
делить как психологическое равновесие и спокойствие ума.
И еще одно определение йоги – это согласование и гармония
между умом и телом, так что тело совершенным образом отве
чает на наши умственные приказы, сознательные и бессозна
тельные. Это в очень сжатой форме объяснял Свами Шивана
да, когда говорил, что:
«Йога – это единение и гармония мысли, слова и дела или
единство головы, сердца и рук».
Из гармонии между психологическим и физическим ас
пектами человека (разумеется, включая и праническое или
биоплазменное тело, а также нашу эмоциональную природу)
сами собой следуют другие положительные качества. От них
происходят многие другие определения йоги. Вот некоторые
из них, взятые из классического текста йоги, Бхагавад Гиты:
Йога – это невозмутимость в успехах и неудачах (гл. 2:48)
Йога – это мастерство и эффективность в действиях (гл. 2:50)
Йога – высшая тайна жизни (гл. 4:3)
Йога – дарует невыразимое счастье (гл. 5:2)
Йога – это безмятежность (гл. 6:3)
Йога уничтожает боль (гл. 6:17)
Хотя в Бхагавад Гите есть и другие определения, эти, пожа
луй, – самые главные.
Патанджали, автор классического текста йоги – Йога Сут
ры, определяет йогу как: «…полный контроль над различными
формами или разновидностями сознания».
Другими словами, йога подразумевает контроль над созна
тельной, бессознательной и сверхсознательной сферами бы

тия. Человек становится наблюдателем этих более высоких
состояний, обретая их полное знание.
Йогу можно назвать наукой развития творческих способ
ностей; наукой раскрытия более глубоких аспектов личности;
наукой бытия и наукой сознания. В действительности, опре
деление йоги, возможно, будет слегка разным у каждого прак
тикующего, в зависимости от того, как человек будет соотно
сить себя с опытом йоги и объяснять его. Очевидно одно – ка
кое бы определение йоги мы не выбирали, она оказывает ог
ромное влияние на жизнь человека, ибо касается самой ос
новы нашего существа: тела, ума и сознания. Учитывая это,
мы предоставляем читателю самому выработать собственное
определение йоги на основе личного опыта.


/ Отрывок из книги " Йога и крийя " Свами Сатьянанда Сарасвати.




РАДОСТЬ ЕСТЬ ОСОБАЯ МУДРОСТЬ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 30649
Настроение: совершенствоваться
Зарегистрирован: 12.04.08
Откуда: Россия
Репутация: 4

Награды: :medal15::medal03::medal10:
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.07.15 06:06. Заголовок: Сердце, 287 Если зам..



 цитата:
Сердце, 287 Если заметите в ком-то чрезмерное сосредоточие на телесной Йоге, напомните вновь о нежелательности такого ограничения. Опять скажите — конь, который знает и выполнил многие упражнения, не будет взят для спешной вести. Так не вдайтесь в ограничение тела. Каждое усвоение телесное дает и новое ограничение. Лишь дух не знает границ, и учение будущего будет основано на завоевании духа. Телесная Йога должна преобразиться в тонкие огни. Телесная Йога не может вести к сочетанию Тонкого Мира, при ней сердце не занимает исключительное положение, но тонкое преобразование устоит лишь на сердце. Оно сохраняет ту огнеспособность, которая есть единое условие преображения.



"Не страх перед Богом,является началом мудрости,но познание себя,которое есть сама мудрость" Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 5775
Настроение: стремлюсь к совершенствованию
Зарегистрирован: 07.05.09
Откуда: Россия, Киров
Репутация: 4

Замечания: :medal15:
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.07.15 07:07. Заголовок: Тамара пишет: Если ..


Тамара пишет:

 цитата:
Если заметите в ком-то чрезмерное сосредоточие на телесной Йоге, напомните вновь о нежелательности такого ограничения.


Сочетаю телесную йогу с медитацией, чтением книг Агни-Йоги, памятованием о Владыке и сосредоточением на сердце. Тамара пишет:

 цитата:
тонкое преобразование устоит лишь на сердце. Оно сохраняет ту огнеспособность, которая есть единое условие преображения.



РАДОСТЬ ЕСТЬ ОСОБАЯ МУДРОСТЬ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 30652
Настроение: совершенствоваться
Зарегистрирован: 12.04.08
Откуда: Россия
Репутация: 4

Награды: :medal15::medal03::medal10:
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.07.15 08:21. Заголовок: энигма пишет: Сочет..


энигма пишет:

 цитата:
Сочетаю телесную йогу с медитацией, чтением книг Агни-Йоги, памятованием о Владыке и сосредоточением на сердце.



"Не страх перед Богом,является началом мудрости,но познание себя,которое есть сама мудрость" Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 5777
Настроение: стремлюсь к совершенствованию
Зарегистрирован: 07.05.09
Откуда: Россия, Киров
Репутация: 4

Замечания: :medal15:
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.07.15 14:44. Заголовок: http://f6.s.q..



 цитата:





Происхождение и развитие йоги


Происхождение йоги скрыто во мгле веков. Ее медленно
развивали и разрабатывали древние мудрецы не только в Ин
дии, но и во всём мире. Однако, она видоизменялась, при
спосабливаясь к местным лингвистическим особенностям,
социальным идеям и т.д. Суть йоги излагали или объясняли с
помощью различных символов, аналогий и текстов на разных
языках. В некоторых традициях верят, что йога была даром
богов, данным в откровении древним мудрецам, чтобы чело
вечество могло осознать свою божественную природу.

В основном, техники йоги передавались в устной форме от
учителя или гуру к ученикам. Таким образом, достигалось яс
ное понимание смысла техник и целей йоги, поскольку гуру,
благодаря своему личному опыту, мог вести учеников по вер
ному пути, позволяя им избегать ошибок непонимания. Фак
тически, лишь, когда различные системы йоги были зафикси
рованы в письменном виде, люди начали замечать противоре
чия в учениях. Однако, эти расхождения были только поверх
ностными и возникали в результате неверной интерпретации.
В них нельзя винить авторов классических текстов йоги, ибо
они излагали свои мысли о йоге как можно яснее, чтобы избе
жать неправильного толкования. Они выражали свои идеи

минимальным количеством слов, чтобы люди не заблужда
лись, пытаясь понять или интеллектуально истолковать
смысл того или иного слова, либо, в других случаях, облекали
свои сочинения в символизм и аналогии. Это делалось так,
чтобы только человек, подготовленный к восприятию учения,
был способен понимать символизм, при необходимости, с по
мощью гуру. Однако даже, несмотря на эти предосторожнос
ти, возникало множество неверных истолкований, главным
образом, среди излишне многословных и интеллектуальных
ученых, которые не могли подтвердить свои комментарии
личным опытом. К сожалению, люди прислушивались к ком
ментаторам, не обращаясь к оригинальным текстам и не при
бегая к советам тех, кто более непосредственно соприкасался
с духом йоги. Это привело к путанице, в результате которой
многие люди с самыми благими намерениями делали в выс
шей степени странные вещи под именем йоги. Среди часто
упоминаемых примеров – хождение по огню, сидение под па
лящим солнцем и различные виды истязания тела, вроде сто
яния на одной ноге на одном месте долгие месяцы. Этот пере
чень бесконечен и мог бы быть почти смешон, если бы не тот
факт, что многие из этих заблуждавшихся людей столь упорно
и искренне считали все это методами достижения высшего
осознания.
Йога, которую мы знаем в наши дни, развивалась в Индии
и использовалась, по крайней мере в зачаточном виде, более
пяти тысяч лет назад.

Первыми книгами, упоминавшими о йоге, были древние
Веды. Хотя ученые затрудняются с точной датировкой, по об
щему мнению, эти книги были написаны, по меньшей мере,
четыре с половиной тысячи лет назад. Правда, они не содер
жат описаний конкретных йогических практик, но, как пра
вило, упоминают о йоге в символической форме – фактичес
ки, шлоки Вед произносились риши, или йогами, в состояни
ях духовного блаженства и познания (самадхи). Именно по
этой причине Веды считаются откровениями – риши не сочи
няли шлоки, а действовали как своего рода передатчики, че
рез посредство которых сообщались эти откровения. Веды
считаются первым текстом йоги, поскольку они иллюстриру
ют суть йоги, пусть и косвенным образом. Слово «йога» встре
чается в Ведах в разных местах, особенно в Ригведе.

Однако более прочный фундамент йоги был заложен толь
ко в Упанишадах. Именно в этих разнообразных текстах мы
наблюдаем, как йога приобретает более определенные очерта
ния. Слово Упанишада составлено из санскритских слов шад –

«сидеть», упа – «рядом» и ни – «учиться». В целом это слово
можно перевести как «сидеть рядом и учиться у гуру». Кроме
того, слово упанишада можно истолковать как тайное учение.

Основная идея Упанишад состоит в том, что Я можно по
знать только посредством соединения (йоги), и никоим об
разом не с помощью рассуждений и обучения. Более того, в
них снова и снова подчеркивается, что Я не должна осозна
ваться как чтото внешнее, она не отдельна от нашего сущест
ва, а составляет саму его основу. Словесные описания Упани
шад являются не целью, а средством: когда одного мудреца
попросили определить Я, или сознание, он дал восхититель
ный, но совершенно неинтеллектуальный и нелогичный от
вет: «нетинети», что означает «ни то, ни это». Путь йоги, ко
торый изображают Упанишады, далеко не усыпан розами –
он требует немалых усилий. Как говорится в Катха Упаниша
де, этот путь узок, как лезвие бритвы. Нечто подобное гово
рил и другой великий йог и духовный учитель – Христос:
«Узок путь, ведущий к жизни (самореализации)».

Хотя Упанишады не содержат сколь либо подробного объ
яснения практик йоги, они пронизаны радостью более высо
кого осознания, как лучами полуденного солнца. Возвышен
ные вопросы бытия рассматриваются в них с невероятной
простотой и непосредственностью. Ответы, которые они да
ют, сами по себе являются откровениями. Любой человек мо
жет читать Упанишады, по крайней мере, с некоторой степе
нью понимания и сочувствия, не теряясь в дебрях чрезмер
ных умствований, столь свойственных многим другим тради
ционных текстам. Они призваны упрощать, а не усложнять.

Бхагавад Гита – это поистине совершенный текст йоги,
применимый ко всем людям на свете, независимо от возраста,
занятий и общественного положения. Он сжато, но конкрет
но описывает принципы кармайоги (путь действия), джняна
йоги (путь интуиции), бхактийоги (путь преданности) и
дхьянайоги (путь медитации). По существу, его можно счи
тать лучшим трактатом по кармайоге.
Именно в Бхагават Гите мы действительно видим, что йога
предназначена для всех, а не для отдельных отшельников. До
написания этого текста йогу, как правило, считали чемто «не
от мира сего», никак не связанным с повседневной жизнью.
Именно Бхагавад Гита призывает всех начинать заниматься
йогой здесь и сейчас, не думая, что ее можно практиковать

лишь удалившись от всех повседневных обязанностей или в
какоето время в будущем, когда представится такая возмож
ность. Практика йоги должна уже сейчас быть неотъемлемой
частью жизни человека. Еще одна важная особенность Бхага
вад Гиты состоит в том, что она соединяет все разнообразные
аспекты йоги в одно всеобъемлющее целое. В практике йоги
не следует ограничиваться одним путем. В действительности,
это просто невозможно: необходимо объединение всех раз
личных путей. Хотя человек может придерживаться одного
конкретного пути, ему, по возможности, следует практико
вать и другие пути. В Гите об этом говорится совершенно яс
но. До написания Гиты существовала тенденция считать раз
ные пути отдельными, а некоторые из них – даже взаимоис
ключающими. Именно в Гите сформулирована основопола
гающая структура науки йоги в том виде, как она известна в
наши дни.

Были и многие другие люди, которые вносили важный
вклад в развитие йоги и которых мы должны упомянуть. Так,
хотя бхакти йогу практиковали на протяжении всех эпох с мо
мента зарождения учения йоги, в средние века ее развитие
получило особенно мощный толчок, благодаря таким практи
кам, как Кабир, Тулсидас, Чайтанья Махапрабху, Нам Дев и
многие другие. Все они писали прекрасные поэтические про
изведения, которые даже сейчас воспламеняют сердца своим
чувством преданности. Люди, подобные Кабиру, не только
выражали свою пылкую любовь в поэзии, но и дополняли
стихи ясными практическими советами относительно пути
бхакти йоги и других путей.
На протяжении столетий было написано множество текс
тов по хатха йоге. Из них наиболее известны Хатха Йога Пра
дипика, Шива Самхита, Гхеранд Самхита и ряд других. В этих
текстах подробно описаны асаны, пранаяма и другие практи
ки хатха йоги, наряду с техниками выполнения мудр, бандх и
т.д. Однако во всех книгах подчёркивается, что практики хат
ха йоги предназначены не только для обеспечения телесного
здоровья. Они служат средством достижения более высоких
идеалов, для чего, в первую очередь, требуется здоровое тело.
Развитию йоги способствовали многие мудрецы и практики, в
том числе, древние йоги Горакхнатх, Матсиендранатх, Джана
ка, Яджнавалкья, Аштавакра, Вьяса и множество других, рав
но как и более современные йоги – Рамакришна, Вивеканан
да, Рамана Махарши, Свами Шивананда и наш гуру Свами
Сатьянанда. Этот перечень можно продолжать бесконечно.

Однако, для личного роста с помо
щью йоги, чтение всех этих книг необязательно, ибо йога 
это, на сто процентов, практика.


Свами Сатьянанда Сарасвати.





РАДОСТЬ ЕСТЬ ОСОБАЯ МУДРОСТЬ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 5778
Настроение: стремлюсь к совершенствованию
Зарегистрирован: 07.05.09
Откуда: Россия, Киров
Репутация: 4

Замечания: :medal15:
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.15 09:33. Заголовок: Уважаемые форумчане..


Уважаемые форумчане! Я ни в коем случае не пропагандирую хатха-йогу и не призываю следовать моему примеру занятий и погружению в смысл практики йоги, который всё более углубляется по мере занятий. В моём понимании обычные занятия йогой приводят к равновесию нервной системы, спокойствию, укреплению здоровья. Для меня -это помощь в медитиции. Возникает много споров среди рериховцев о хатха-йоге, приводятся цитаты Елены Ивановны о её вреде, хотя и она практиковала при недомогании лёгкую пранаяму. Я привожу вашему вниманию статью о ха-тха йоге как её понимают и трактуют с философской точки зрения в Индии. Это лишь ознакомительная информативная статья, более понятная и необходимая для практикующих. А вам даю для ознакомления.

Слово хатха состоит из двух слогов — ха и тха. Слог ха означает «луна», а слог тха — «солнце». Следовательно, хатха йога направлена на достижение гармонии между солнечным и лунным аспектами нашего существа.

Равновесие жизни. Путь иды и пингалы





Символика иды и пингалы


Ида и пингала называются «нади» (слово нади на санскрите означает «поток»). В данном контексте поток может быть физическим, нервным, психическим, ментальным, а также потоком осознания. Понимание иды и пингалы обычно ограничено физическим, нервным и праническим (биоплазменным) аспектами человеческого организма.

Ключ:
1. Муладхара
2. Свадхистхана
3. Манипура
4. Анахата
5. Вишуддхи
6. Аджна
7. Бинду
8. Сахасрара

Хотя в такой ограниченной точке зрения нет ничего дурного, тем не менее, она представляет собой грубое и чрезмерное упрощение, которое упускает из виду большую часть того, что пытались донести до нас древние йоги. Ида и пингала означают гораздо больше, чем широко известно. В этой главе мы хотим дать краткое описание всех различных уровней смысла, скрытого за символикой иды и пингалы.
Эти две нады изображают обвивающимися вокруг позвоночника или центральной оси, так что они пересекаются в чакрах. Ида и пингала начинаются в одной и той же точке — муладхара чакре в промежности (см. рисунок).
Муладхара чакра соответствует той стадии человеческого развития, на которой начинает проявляться осознание. Из этой чакры пингала поднимается полуокружностью с правой стороны позвоночника. Она снова пересекает позвоночник в свадхистхана чакре и продолжается в виде аналогичной кривой с левой стороны позвоночника, пока вновь не пересекает его в манипура чакре. Далее пингала идет аналогичным образом, поочередно пересекая позвоночник в анахата и вишуддхи чакрах, и, наконец, заканчивается, достигая аджна чакры на вершине позвоночника в середине головы. Это ясно иллюстрирует прилагаемый рисунок.
Путь иды аналогичен пути пингалы, но противоположен ему. Они представляют собой отражения друг друга. То есть, когда пингала пересекает позвоночник слева направо, ида пересекает его справа налево, и наоборот. Важно помнить, что они поочередно пересекаются в каждой из чакр, как показано на рисунке.
Роль центральной оси иды и пингалы играет сушумна нади. Эта нади символизирует путь мистиков, путь йоги, который проходит по лезвию бритвы между путем иды и путем пингалы. Ее изображают поднимающейся прямо вверх через середину позвоночника и встречающейся с идой и пингалой в точках их пересечения в чакрах. Сушумна начинается в муладхара чакре и по очереди проходит через все чакры. В конце концов она заканчивается в сахасраре — абсолютном единстве. Это — сфера или не сфера нирваны или кайвалья (единственность). Именно в сушумне поднимается кундалини, символизирующая постепенный подъем знания, связанного с более высокими состояниями осознания, по мере того как открываются чакры. Мы уже обсуждали все эти термины.
Упомянутые три пути также называют ганга (ида), яму на (пингала) и сарасвати (сушумна) в честь рек в Индии, последняя из которых мифически соединяется с первыми двумя, которые на самом деле сливаются в Прайяге (Аллахабад). Ида и пингала означают время, тогда как сушумна — разрушитель времени, поскольку она ведет в безвременное или вечность.
У иды и пингалы много значений. В приведенном ниже перечне указаны некоторые из этих характеристик.
Можно было бы перечислить еще гораздо больше возможных характеристик. На духовном пути важны именно соединение и гармония противоположностей на всех уровнях. Цель состоит в соединении противоположностей, связанных с двойственностью, чтобы они полностью сливались друг с другом. Таков смысл сушумны. Он означает равновесие и слияние противоположных принципов иды и пингалы.




В духовной жизни все взаимные противоположности должны уравновешиваться по мере все большего расширения осознания. Это символизируют пересечения иды и пингалы в чакрах. Чакры соответствуют все более высоким уровням осознания.

Психические значения

Принципы иды и пингалы применимы и на праническом и ментальном уровнях бытия. Они представляют две отдельные силы в человеческом окружении. В некотором смысле, они представляют положительный и отрицательный аспекты... отлив и прилив человеческого существования. Они соответствуют не двум конкретным психическим проводящим путям, как нередко считают, а скорее совокупным праническому и ментальному потокам в человеке. Ида представляет ум, а пингала представляет праническое тело.
Тысячелетия назад китайцы разработали концепцию инь и ян. Эти два начала в точности соответствуют принципам иды и пингалы. Кроме того, китайцы создали лечебную систему акупунктуры, основанную на течении праны в организме. В России современные исследователи сфотографировали эти пранические потоки, назвав их энергией биологической плазмы. Эта энергия также используется в науке психического целительства (иногда называемого духовным целительством). Во всех этих случаях используется именно прана — аспект пингала психического бытия человека.
Ум соответствует аспекту иды психической сферы человека. Именно в этом аспекте иды человек может развивать так называемые сверхъестественные способности, вроде ясновидения, яснослышания, телепатии и т.п. Эти силы представляют собой всего лишь часть огромного потенциала, доступного каждому человеческому существу. Позже мы обсудим отрицательные последствия преждевременного развития и использования этих сил для эгоистических целей.
Следует помнить, что ментальные и пранические силы в человеке — ида и пингала на психическом уровне — неразрывно связаны друг с другом. Ум оказывает непосредственное воздействие и влияние на прану, и наоборот. Разделение между ними проводится лишь для удобства объяснения; не воспринимайте его слишком серьезно или буквально. Это применимо и к другим уровням. Старайтесь рассматривать все аспекты человека — физический, пранический и ментальный — как неразрывно связанные друг с другом и сливающиеся в единое целое. Старайтесь не попадаться в ловушку неправильных представлений, считая эти аспекты изолированными независимыми частями.
Аспект пингала связан с действием, а аспект ида — с мышлением. Эта тенденция к преобладанию мысли или действия соотносится с преобладанием потока дыхания через левую или правую ноздри, точно так же как симпатическая и парасимпатическая нервные системы тесно связаны с этими же потоками.
В течение суток должно иметь место суммарное равновесие между потоками иды и пингалы. То есть, поток иды должен преобладать около двенадцати часов, а поток пингалы — также около двенадцати часов. Помните — это означает не то, что один поток будет преобладать в течение непрерывного промежутка в двенадцать часов, а то, что суммарное время его преобладания, состоящее из более коротких промежутков, будет равно двенадцати часам. Если эти промежутки времени равны, то это означает, что имеет место равновесие между мыслью и действием, между обращенностью вовне (экстраверсией) и внутрь себя (интроверсией).
В дневные часы, как правило, преобладает пингала. Это, безусловно, относится к тем людям, которым по роду занятий приходится предпринимать много физических усилий; но это относится и к тем, кто занимается напряженной умственной работой, поскольку мысль необходимо претворять во внешнее действие. Разумеется, поток иды также будет иметь место, но он, как правило, будет подчиненным по отношению к потоку пингалы. Работа обычно связана с необходимостью иметь дело с другими людьми и внешними событиями; поэтому в дневные часы будет преобладать пингала.
Для сохранения равновесия между идой и пингалой поток ида, как правило, преобладает во время сна в ночные часы, что противодействует преобладанию пингалы в течение дня.
Стоит также указать одну из причин, по которой люди, занимающиеся йогой, меньше нуждаются в сне. В то время как средний человек полностью уходит в свою работу, настоящий последователь йоги стремится делать все с большим чувством отстраненности; то есть, он сохраняет позицию интроверсии даже во время напряженной работы, поддерживая большее равновесие между обращенностью внутрь себя и вовне в течение дня. Это подразумевает лучшее равновесие между идой и пингалой. Другим людям нужно больше сна, чтобы компенсировать больший поток пингалы в течение дня. Разумеется, даже великим йогам, как правило, нужно некоторое количество сна, поскольку всегда существует тот или иной дисбаланс. Кроме того, существует много других факторов (луна, солнце, климат и т.д.), воздействующих на потоки иды и пингалы.
Если человек чрезмерно беспокоится о своей работе (или любых других внешних занятиях) и использует свое тело на пределе возможностей, то поток пингалы будет стремиться преобладать и днем, и ночью. Если такой дисбаланс сохраняется в течение длительного времени, это ведет к расстройству всего физического и пранического тела. Результатом становится болезнь. В такой ситуации находятся очень многие люди в современном мире; они слишком активны и напряжены. Это одна из причин широкого распространения таких болезней, как рак.
С другой стороны, у человека, который очень много размышляет, постоянно думает о своих проблемах и мало работает или мало интересуется внешним миром, будет преобладать поток ида. В конечном итоге, он тоже будет страдать, будь то от недостатка физической тренировки или от психологических проблем в форме неврозов.
Таким образом, необходимо равновесие между идой и пингалой, между интроверсией и экстраверсией. Когда оно отсутствует, организм человека в конечном счете предпринимает шаги для компенсации дисбаланса. Это проявляется в форме болезни, усталости, депрессии и т.п. Таков естественный закон; если вы нарушаете этот закон тела, то должны за это расплачиваться. Если вы чувствуете усталость — отдыхайте; если у вас прилив активности — полностью отдавайтесь работе или игре. Старайтесь следовать естественному ритму своего ума и тела. Дисбаланс возникает лишь тогда, когда под влиянием честолюбия, страхов, желаний или чего то еще человек слишком принуждает свое тело. Прислушивайтесь к своему телу и уму и следуйте их законам. Это нелегко, но благодаря занятиям йогой постепенно становится все легче.
Как во внешней, так и во внутренней среде существует большое количество факторов, влияющих на физический, пранический и ментальный аспекты человека. Любые обобщенные выводы в отношении этих факторов обычно бывают неадекватными. Чтобы получить истинную картину, необходимо понимать ситуацию во всей полноте. Для этого требуется высокий уровень интуитивного понимания, и это одна из причин того, почему немногие люди идут по пути свара йоги. Мы не привели никаких конкретных подробностей, касающихся факторов, которые определяют преобладание потоков иды и пингалы; мы всего лишь хотим указать общие принципы и в общих чертах объяснить их значение и смысл.

Духовный смысл

Мы объяснили основной смысл иды и пингалы с точки зрения физического тела, пранического тела и ума. Вы могли заметить, что во всех случаях речь идет о пассивном и активном модусах — принципах обращенности внутрь и вовне. В физическом смысле пассивный, обращенный внутрь аспект — это ида в форме парасимпатической нервной системы, направленные внутрь силы тела; этим уравновешивается пингала в форме динамического, обращенного вовне аспекта симпатической нервной системы. В психических сферах ида соответствует уму и ментальным силам человека, а пингала соответствует праническому, или биоплазменному, телу. В гораздо более широком и всеобъемлющем смысле, пингала соответствует универсальной пране, шакти, или энергии проявления, а ида — осознанию. Это ясно показано во многих текстах, например, в Упанишадах и Тантрах. Это более высокое определение охватывает и включает в себя физический, пранический и ментальный аспекты. Универсальная прана — это пракрити, сила, стоящая за всем проявлением, энергией и материей. Осознание — это свидетельствующее начало, бездеятельный аспект, который ассоциируется с сознанием, Шивой, или пурушей. Как мы вскоре объясним, это более широкое, более всеобъемлющее определение иды и пингалы, имеет огромное значение и глубокий смысл на духовном пути.
Мы уже указывали, что ида и пингала схематически изображаются пересекающимися в восходящих чакрах. Это имеет чрезвычайно важное значение для духовного искателя. Это означает, что при раскрытии потенциала ума всегда должно существовать равновесие между внутренним осознанием и действием, внутренним знанием и внешним выражением в мире. Если один из этих аспектов преобладает, то равновесие нарушается. Вот почему духовное пробуждение должно быть медленным и постепенным, чтобы действия человека могли соответствовать уровню его внутреннего понимания, чтобы его выражение и взаимоотношения во внешнем мире согласовывались с внутренним расширением и уравновешивали его.
По мере того как человек становится все более осознающим, в соответствии с этим должны видоизменяться его действия. В этом смысле чакры представляют собой нечто вроде этапов отдыха, где человек восстанавливает силы и уравновешивает действие с пониманием. Если этого не делать, то неизбежны либо остановка в движении, либо падение. Это будет главной темой остальной части данного обсуждения.
На уровне аджна чакры ида и пингала сливаются воедино. Это очень символично и соответствует стадии, когда исчезают различия между праной и сознанием. Они воспринимаются как одно и то же. Принцип иды сливается с принципом пингалы, становясь единым целым.

Более глубокое значение хатха йоги

Среди путей йоги хатха йога наиболее известна, поскольку она непосредственно имеет дело с физическим телом. Поэтому любой человек может применить этот путь к себе и найти очевидные причины, чтобы его практиковать. Но это снова грубое упрощение: хатха йога имеет гораздо более глубокое значение, чем просто физическая культура.
Слово хатха состоит из двух слогов — ха и тха. Слог ха означает «луна», а слог тха — «солнце». Следовательно, хатха йога направлена на достижение гармонии между солнечным и лунным аспектами нашего существа. Луна подразумевает ида нади, которую нередко называют чандра нади (чандра — луна). Солнце представляет пингала нади, часто называемую сурья нади (сурья — солнце). Хатха йога имеет непосредственное отношение ко всему, что мы обсуждали в данной теме, — равновесию между идой и пингалой. Вспомните, что ида и пингала имеют много уровней смысла, как мы попытались показать в предыдущих разделах. Хатха йога занимается уравновешиванием симпатической и парасимпатической нервных систем. Она направлена на уравновешивание потоков в психических сферах бытия; на уравновешивание психологических тенденций интроверсии и экстраверсии. В высочайшем смысле, она имеет своей целью уравновешивание и согласование внутреннего понимания с внешними выражениями и взаимоотношениями и бездействия с действием. Хатха йога занимается равновесием на всех этих различных уровнях бытия, что делает ее возвышенным путем практики, имеющим гораздо более глубокий смысл, чем ему обычно приписывают. Помните об этом, когда будете в следующий раз практиковать хатха йогу.

Ссылка: http://lightbreath.org.ua/t...



РАДОСТЬ ЕСТЬ ОСОБАЯ МУДРОСТЬ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 30664
Настроение: совершенствоваться
Зарегистрирован: 12.04.08
Откуда: Россия
Репутация: 4

Награды: :medal15::medal03::medal10:
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.15 14:43. Заголовок: Агни Йога, 28 Хатха-..



 цитата:
Агни Йога, 28 Хатха-Йога не должна рассматриваться, как самостоятельная. Рост духа обращает ее в Раджа-Йогу. Нельзя назвать ни одного достигшего посредством Хатха-Йоги. К тому же в мире темных пережитков достижения Хатха-Йоги могут принести даже вред, своеобразно укрепляя астральное тело. Факиры могут приспособиться к миру темных пережитков и незаметно ослабить восхождение мышления. Даже недвижимый созерцатель может достичь больше, ибо мысль есть Раджа сущего. Красота рождается молнией мысли. Так, конечно, пламенеющий бхакти зажжет мыслью новые миры и ступень жнани будет лишь улыбкою раджа-бхакти. Потому Хатха и Жнана несамостоятельны.
Какой мудрец знания не будет владыкою любви?



Почему-то последователям АЙ все равно не рекомендовалась хатха-йога. Хотя здоровье у многих было слабе и она могла помочь восстановиться.

"Не страх перед Богом,является началом мудрости,но познание себя,которое есть сама мудрость" Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 5780
Настроение: стремлюсь к совершенствованию
Зарегистрирован: 07.05.09
Откуда: Россия, Киров
Репутация: 4

Замечания: :medal15:
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.15 18:25. Заголовок: Тамара пишет: Почем..


Тамара пишет:

 цитата:
Почему-то последователям АЙ все равно не рекомендовалась хатха-йога. Хотя здоровье у многих было слабе и она могла помочь восстановиться.


Мне тоже не всё понятно, ведь в цитате прямо сказано:

Тамара пишет:

 цитата:
Агни Йога, 28 Хатха-Йога не должна рассматриваться, как самостоятельная. Рост духа обращает ее в Раджа-Йогу.


То есть все виды йоги связаны и переходят друг в друга при правильной практике. Всё дело в том, что обязательно нужен учитель, который даст правильное трактование йоги. Мне несказанно повезло! Учитель Шива и книги его гуру очень помогают мне на всех планах. Подумалось..., что , если бы я как и многие просто занималась хатха-йогой с русскими преподавателями, то не только не было бы пользы, но скорее всего имел бы место именно вред! Вот об этом и предупреждает Елена Ивановна в Учении:
Тамара пишет:

 цитата:
К тому же в мире темных пережитков достижения Хатха-Йоги могут принести даже вред, своеобразно укрепляя астральное тело.


Очень важно то, что для занятий йогой нужно иметь определённую степень чистоты и долгое время работы над своими недостатками, имхо!

РАДОСТЬ ЕСТЬ ОСОБАЯ МУДРОСТЬ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 30698
Настроение: совершенствоваться
Зарегистрирован: 12.04.08
Откуда: Россия
Репутация: 4

Награды: :medal15::medal03::medal10:
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.07.15 09:47. Заголовок: Зов, Январь 25, 1922..



 цитата:
Зов, Январь 25, 1922 г.

Являю вам большую школу жизни.
Можете черпать мудрость сравнений разных ликов.
Пусть чистое стремление не ослабеет - и Явлю путь избранных.
Считаю опасными школы сосредоточения в убийственной атмосфере, люди упорствуют в
избранных ими желаниях, но ток часто слаб и образ рождается только мозгом.
Для сильных видений нужны и почва, полная электричества, и сознание покоя.



"Не страх перед Богом,является началом мудрости,но познание себя,которое есть сама мудрость" Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 136 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 All [только новые]
Ответ:
         
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет




Agni-Yoga Top Sites Новости Рериховского Движения


Нравится